Не правда ли, всех нас, уважаемые родители, нередко беспокоит, возмущает, приводит в растерянность, а иногда смешит и веселит детская ложь? Как реагировать на подобный факт? Наказать ребенка, который только что соврал? Очередной раз объяснить ему, что ложь – это признак слабости, трусости и прочих негативных качеств в человеке? Иль посмеяться вместе с малышом, не скрывая того, что выдумка его обнаружена?Между тем одна из главных причин лжи маленького человека – его недоверие ко взрослым. Ребенок лжёт, потому что боится – вдруг мы накажем его за какой-либо часто случайный, нечаянный, но очевидно, запрещённый нами поступок. Этот страх не появляется в душе ребёнка беспричинно. В нем виноваты мы, взрослые.

Не слишком ли мы скоры на расправу с малышом. (Подумаешь, мол, несколько шлепков! Физически на здоровье ребенка это не отразится… Зато он в следующий раз побоится совершить запрещенный поступок.)

Никакое самое «безболезненное физическое наказание не является положительным методом в воспитании. Нельзя растить в человеке страх. Это развивает в детях чувство униженности, неравенства, зависимости. Боязнь наказания очень часто не останавливает ребенка перед очередным запретом. Лишь заставляет его учиться изворачиваться, обманывая взрослых.

И может быть, тут очень стоит нам, взрослым, ещё и ещё раз строже оглянуться на себя? Не слишком ли мы часто произносим «нельзя»? забывая порой то, что ребенок для своего естественно-нормального развития должен быть любопытным – любознательным, подвижным, непоседливым. Он должен во всем, везде, всегда исследовать, экспериментировать, открывая мир, в который входит.

2 причина детской лжи – желание малыша самоутвердиться. Это болезненное желание порой тоже развивается в ребенке из-за антипедагогического отношения к нему взрослых. Мы иногда позволяем себе смеяться над слабостью, нерешительностью, страхами детей. Делаем иронические замечания малышу, сравниваем его с более достойным в каких-то отношениях ребенком, тем самым унижая личное достоинство маленького человека.

В подобном случае, не имея других возможностей оказаться сильнее, вежливее и прочее, чем другие люди, малыш приписывает себе все недостающие достоинства, выдумывая их. И вот уже он придумывает – сочиняет ситуации, в которых якобы проявились его удивительно – замечательные    героические черты.

?????? такое вдруг случиться, нам взрослым, наверное, не нужно обличать ребёнка во лжи.

Разумеется, постараться развить в нём желаемые качества. Мы должны чаще хвалить его за все хорошие поступки, не оставлять незамеченным каждое его старание.

Ещё вариант детской лжи – неловкое старание ребёнка выставить своих близких, родителей, родственников, друзей в более ярком и достойном виде. Все таки, может быть, иногда недаром наши дети пытаются придумать для нас,

взрослых, другую жизнь, другие отношения, поступки, характеры. Может нам стоит внимательно прислушаться к этой детской лжи? Чтобы разглядеть в ней истину, И в данном случае, нам нужно начать перевоспитывать не детей, а самих себя?

Третий вариант детской лжи – это игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы.

Значит, у ребёнка живой и любознательный ум. Необходимо поощрять и развивать в нём эту замечательную способность чтением книг, посещением театра, совместными выдумками и играми.

Это не только приблизит нас к нашим любимым сыновьям и дочкам, но и поможет яснее, глубже, серьёзнее понять ту «прекрасную ложь», ту мудрость, которая ложится в основу всякого искусства.

А громадное воспитательное значение всякого искусства (в том числе и детского творчества!) – бесспорно.