Однажды на круглой зелёной планете появился Монтессори-клуб «Розовая Башня». И открыл свои двери для самых важных людей в мире – Ваших детей. У нас проводятся интересные развивающие занятия по методике М. Монтессори для детей от 8 месяцев до 3-х лет в группе «Мама и малыш»,и для детей от 2,8 месяцев до 6,5 лет в группе «Детский садик». А также музыка, английский, йога для малышей, подготовка к школе, логопед-дефектолог, психолог и многое другое. Всё это в нашем замечательном клубе, где вас всегда ждут опытные монтессори – педагоги, приятная обстановка и тёплый приём.

Почему мы любим Монтессори? Наверное, потому, что это отличная возможность для свободного и творческого развития ребёнка с наиболее эффективными результатами. И главное, что ребёнок выбирает всё делать сам, ведь мы оставляем ему свободу выбора и создаём условия для его гармоничного развития в Монтессори-клубе «Розовая Башня». Дети выбирают нас, потому, что им с нами хорошо и спокойно. А мы выбираем детей, потому что считаем ранее развитие самым важным этапом в становлении личности человека.

Словарь терминов, используемых в системе М. Монтессори

Сензитивные периоды – периоды особой восприимчивости к различным видам деятельности и способам эмоционального реагирования. В эти периоды предпочтительно развиваются те или иные качества и психологические особенности человека. Сензитивные периоды присуще абсолютно всем детям и проходят безвозвратно. В Монтессори-педагогике известна сензитивность детей до 6 лет.

Монтессори материалы – средства развития детей (дидактические пособия), отобранные Марией Монтессори в результате наблюдений за детьми. Все материалы упорядочены по степени сложности и находятся в свободном доступе для ребенка, а также имеющие ряд особенных характеристик, таких как изоляция сложностей, контроль ошибок и др. Все пособия внешне привлекательны, изготовлены, как правило, из натуральных материалов высокого качества. Главная задача – стимулирование индивидуального развития ребенка. В ходе работы (игры) с материалом в ребенке формируются определенные психологические качества, развивается внутренняя мотивация к обучению.

Монтессори-педагогика – научная педагогическая система воспитания и образования детей в возрасте до 12 лет, разработанная врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори (1870-1952). В настоящее время существует международная система подготовки педагогов, работающих с детьми разных возрастных категорий (от 0 до 3, от 3 до 6 и от 6 до 12 лет) в рамках научной педагогики Монтессори.

AMI (Association Montessori International) – Международная Монтессори Ассоциация, основанная в 1929 году самой М.Монтессори и ее сыном Марио. В настоящее время ее генеральным секретарем является внучка М.Монтессори Ренильда. Штаб-квартира находиться в Амстердаме (Нидерланды). Курирует сеть курсов по подготовке Монтессори-учителей. Готовит и утверждает Монтессори-тренеров. Проводит педагогические советы Ассоциации, где обсуждает и утверждает изменения в методике, исходя из наблюдений за детьми, воспитывающимися в системе Монтессори.

Нормализация – процесс максимальной оптимизации развития ребенка, в ходе которого устраняются отклонения в его развитии девиантного характера. Нормализация происходит, благодаря свободной работе в специально подготовленной среде. Нормализация конкретного ребенка может быть определена по отсутствию отклонений в поведении и приобретением ряда качеств.

Впитывающий ум (абсорбирование) – природное свойство ребенка от рождения до шести лет спонтанно воспринимать, фиксировать, запоминать впечатления (сигналы, информацию) извне с помощью всех органов чувств и преобразовывать их в свой личный опыт по приспособлению к окружающей среде и формированию своей личности. Концентрация – способность к непрерывной, интенсивной работе с одним дидактическим материалом.

Подготовленная среда – такое окружение ребенка во всех его аспектах, со всеми его субъектами и отношениями, которое предоставляет ему возможность для наиболее полного оптимального физического, духовного и интеллектуального развития. Это понятие включает в себя целый ряд психолого-педагогических (учет сензитивности, гуманистических тенденций и т.д.) и организационных аспектов (наличие определенного дидактического материала, подготовленного педагога и т.д.). Полноценная подготовленная среда может быть создана только в условиях обучающего учреждения.

“Взрыв” в обучении – спонтанный процесс перехода количества опосредованно накопленных знаний в новое качество. Например, взрыв письма. В результате развития руки и мускульной памяти (с помощью ряда упражнений) ребенок обретает способность правильно писать буквы.

Сенсорные материалы – предназначены для выстраивания интеллекта ребенка. Первоначальной задачей является утончение чувств, но еще более важно построение пар (шумящие коробочки и т.д.) и последовательных рядов (в группе однородных предметов (розовая башня, коричневая лестница)). Умение упорядочивать и классифицировать является основой интеллекту.

Педагогика М.Монтессори

Автор: Мария Монтессори

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть.

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию. В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды – Монтессори-материалов. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Основной девиз метода звучит так: “Помоги мне сделать это самому!”

Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ученик здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, географией или чтением, постирать или посадить цветок.

Еще одна ключевая особенность монтессори-педагогики: дети занимаются в разновозрастных группах. В одном монтессори-классе рядом работают 2-летний и 4-летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу.

Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.

Монтессори-система дает ребенку основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.

Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.

Феномен педагогики М.Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!

По материалам сайтов “Созвездие”, “Умный ребенок”, “Счастливый ребенок”.

Монтессори и Ваш ребенок (Руководство для родителей)

Это руководство поможет всем родителям в понимании и воспитании своих детей.

Какой в действительности ваш ребенок? В чем он нуждается? Эти вопросы раскрыты в трех первых частях книги. В ответах на эти вопросы автор представляет мир глазами ребенка, с его конкретными потребностями, характерными для дошкольного возраста. Практические советы по предметному окружению ребенка в семье предлагаются на основе наблюдений за развитием ребенка. В последней части описывается лучший опыт в дошкольном образовании с точки зрения М. Монтессори.

Часть 1.

Что в действительности представляет собой ваш ребенок?
Раздражались ли вы когда-нибудь из-за того, что кто-то вас торопит?
Естественный ритм вашего ребенка гораздо медленнее, чем ваш собственный.
У него не такое восприятие времени, как у взрослых. Дела не кажутся ему столь необходимыми и срочными. Он не может планировать будущее так, как это делаете вы. Ваш ребенок живет тем, что происходит с ним в конкретный момент.

Возникает ли у вас чувство обиды, когда кто-то указывает вам, что делать?
Желание быть независимым одно из самых сильных чувств вашего ребенка.
Он нуждается в вашей помощи и руководстве, но в то же время ему хочется быть независимым, т.е. делать что-либо самостоятельно и так долго, как он того желает.

Замечали ли вы когда-нибудь разницу впечатлений от того, что вам объяснили словами или показали, и действием, выполненным вами?
Маленький ребенок познает мир через призму собственных чувств.
Чувства вашего ребенка очень сильные: запахи, звуки, формы, цвета и вкусовые ощущения – все это он замечает впервые в жизни, и поэтому они волнуют его с особой силой. Он узнает мир через соприкосновение с предметами этого мира.
Помните ли вы свои переживания, когда кто-то, о ком вы заботились, причинил вам боль?

Маленький ребенок очень чувствителен.
Ваш ребенок еще не научился контролировать свои чувства так, как это могут делать взрослые. И не умея выразить свое состояние, он может скрывать обиду, или выражать ее в противоречивом, раздраженном поведении.
Считаете ли вы, что смогли бы, например, научиться играть в теннис, читая книгу, наблюдая за другими или слушая кого-то, рассказывающего вам об этой игре?
Маленькие дети учатся, совершая действие. В то время как взрослые могут научиться некоторым вещам, читая, наблюдая или слушая информацию, ваш ребенок почти всему обучается только через собственное действие. Он активно развивается умственно и физически, интенсивно тренируя свое тело и ум.

Будете ли вы хорошо себя чувствовать, если вокруг вас все будет в беспорядке?
У вашего ребенка есть сильное стремление к порядку.
Ему необходимо жить в среде, где каждая вещь имеет свое собственное место. Ему нужен определенный режим, который вносит порядок в его жизнь. Маленький ребенок может быть глубоко расстроен беспорядками, он даже может заплакать, когда что-то окажется не на своем месте, часто не осознавая причину своего огорчения.

Обижались ли вы, когда ваш друг, возможно не сознательно, оскорбил вас?
Ваш ребенок обладает сильно развитым чувством собственного достоинства.
У него нет чувства перспективы, присущего взрослым. Он не может отстранить от себя личную обиду, проанализировать или объяснить ее самому себе. Для вашего ребенка любое ущемление его достоинства является отрицанием его как личности. Это происходит, когда кто-нибудь называет его никудышным человеком или неудачником.

Был ли когда-нибудь в вашей жизни человек, которым вы восхищались и пытались ему подражать?
Ваш ребенок, обучается главным образом через подражание взрослым, которые ему близки.
Для маленького ребенка родители – образец, которому он подражает в процессе познания жизни. Его отношение к родителям во многом, напоминает поклонение кумиру. Он копирует действия взрослых, и их взаимоотношения, а также запоминает многое из того, что видит, и это позже использует в своей взрослой жизни.

Получали ли вы удовлетворение, когда узнавали что-то новое?
Основные мотивации маленького ребенка совпадают с естественной необходимостью роста и развития.
Способность к становлению, росту – это способность жить. Ребенок должен исследовать мир, который абсолютно неизвестен ему. Каждый новый предмет, который он открывает и о котором узнает, помогает ему в его познании мира и взрослении.

Помните ли вы то удовольствие, которое испытывали, когда, научившись чему-либо, вы хотели повторять это действие снова и снова?
Повторение – важный процесс, благодаря которому обучается ваш ребенок.
Вполне естественно, что ребенок повторяет некоторые действия много раз подряд. Таким образом он может полностью овладеть ими. Он повторяет действия еще и потому, что они незнакомы и интересны ему. Он восхищен тем, что благодаря его усилиям, может что-то произойти, что он контролирует мир вокруг себя.

Просыпались ли вы когда-нибудь с ноющими мышцами, после выполнения нового физического упражнения?
Мышцы маленького ребенка совсем не развиты.
Вашему ребенку нужно долго расти и упражнять свои мускулы, чтобы они развились вполне. Рост и изменение тела ребенка происходят постепенно. В связи с этим ребенок иногда не может выполнить то или иное упражнение.

Приводилось ли вам замечать, что, полностью сосредоточившись, вы обучаетесь быстрее, лучше и с большим удовольствием?
Ваш ребенок обладает от природы способностью концентрировать свое внимание на одном предмете.
Благодаря этому своему качеству, ребенок может полностью погрузиться в изучение какой-то вещи, если его не прерывать, он будет заниматься самостоятельно достаточно долго.

Чувствовали ли вы полное удовлетворение от того, что вами хорошо выполнена какая-то работа?
Маленький ребенок предпочитает работать, а не играть.
Имея выбор, ваш ребенок предпочтет не играть, а выполнять “настоящую” работу, например, убираться, готовить пищу или ухаживать за цветами. У детей есть глубокая любовь к настоящей полезной деятельности, и они страстно желают разделять тяготы взрослого мира, выполняя значимую и необходимую работу. Они хотят участвовать в жизни семьи и помогать заботиться о них и окружающей их среде.

Чувствовали ли вы, что никто по-настоящему не понимает вас так, как вы понимаете себя сами?
Ваш ребенок “эгоцентричен, это значит, что он, главным образом, знает о своих, собственных, чувствах и желаниях, и у него еще нет развитого, истинного понимания чувств других людей.
Настоящее чувство понимания и внимательное отношение к другим – это качество, присущее взрослым, которое развивается многие годы. Новорожденный ребенок знает только себя самого. В течение многих лет, в результате социальных контактов, ребенок постепенно развивает свои представления о других.

Чувствовали ли вы небольшое сожаление после того, как выполнили очень увлекательную работу?
Ваш ребенок главным образом интересуется процессом выполнения дел, он не очень заботится о конечном результате.
Хотя конечный продукт может понравиться ребенку, и он порадуется своему успеху и завершенности действия, но настоящее удовольствие ребенок получает от процесса самостоятельного выполнения работы. Заинтересованность в достижении поставленных задач, присущая взрослым, не поглощает внимания маленького ребенка, он целиком и полностью погружается в настоящий момент выполнения действия.

Приходилось ли вам когда-нибудь почувствовать, что вы уже “не молоды” для того, чтобы изучить что-нибудь новое?
У маленького ребенка есть определенные сензитивные периоды, когда ребенок наиболее восприимчив к тем или иным способами, видам деятельности.
В жизни ребенка сензитивные периоды длятся определенное время. Для взрослых, очень важно определить, какой этап переживает ребенок, и помочь ему овладеть необходимой деятельностью в наилучший для него период.

(см. таблицу сензитивных периодов в приложении)

Часть 2.

В чем нуждается Ваш ребенок?

Вашему ребенку необходимы любовь, сердечное тепло, защита.
Маленький ребенок во многом зависит от взрослых, но самое главное для него – чувствовать, что взрослые любят его и заботятся о нем.
Проявления нежности, ласки выражают вашу любовь к ребенку и являются жизненно необходимыми для его развития. Эти знаки любви должны быть всегда естественными и никогда не навязываться ребенку.

Вашему ребенку необходимее, чтобы к нему относились с уважением.
Вашему ребенку важно, чтобы его выслушивали взрослые. Ему необходимо видеть, что его собственные чувства и мысли считаются немаловажными и заслуживают внимания. Он должен чувствовать себя полноправным членом своей семьи.
Это совсем не означает, что он должен “добиваться своего”; у ребенка нет стремления тиранить, а есть только желание участвовать в жизни семьи.

Вашему ребенку требуется понимание.
Вашему ребенку важно чувствовать, что вы его понимаете, хотя и не всегда можете согласиться с ним.
Найдите время для того, чтобы выслушать ребенка, обдумать, а, возможно, и измениться в ответ на его мысли и чувства. Именно это помогает вашему ребенку развить чувство собственного достоинства, а его любовь и уважение к вам возрастает.

Вашему ребенку необходима свобода для исследования окружающего его мира.
Ваш ребенок нуждается в открытом пространстве как в доме, так и на улице, в котором можно передвигаться совершенно свободно.

Вашему ребенку необходима свобода для познавательной деятельности.
В окружающей его среде должны быть такие предметы, которые ребенок мог бы свободно брать руками и манипулировать ими без помощи взрослых.

Ваш ребенок нуждается в разумных правилах, и ограничениях, которые вводятся в его жизнь четко и последовательно.
Социальное общение ребенка невозможно без ваших знаний. Его нужно научить жить в согласии с другими людьми.
Правила и ограничения должны быть разумные и гибкие, чтобы ребенок мог принять их и следовать им с легкостью. Обоим родителям необходимо согласовать эти правила и предложить ребенку для четкого соблюдения. Такие правила помогают ребенку чувствовать себя уверенно в отношениях с другими и в окружающей среде.

У вашего ребенка должно быть достаточно времени для исследования мира и развития самостоятельности.
Ребенка не следует торопить, так как его восприятие времени отличается от восприятия времени взрослого.
Позволяя ребенку исследовать его мир не торопясь, вы даете ему возможность изучать предметы и явления в естественном для него темпе. Ребенку необходимо достаточно времени для выполнения самостоятельных действий без вмешательства взрослых.

Ваш ребенок нуждается в упорядоченной среде и определенном режиме.
Маленькому ребенку мир представляется хаосом непознанных вещей. Подрастая, он исследует свой мир и многое узнает о нем.
Для того чтобы понять смысл окружающего, ребенку необходима упорядоченная среда и благоприятная атмосфера, в которой он живет и растет. Родители, которые умеют создать такой порядок для своего ребенка, дают возможность ему развиваться естественным, здоровым образом и помогают в понимании и познании жизни.

Для ребенка должно быть естественным ощущение успеха.
Всякий раз, когда ваш ребенок в чем-либо преуспевает, у него возникает чувство удовлетворения, и это способствует дальнейшему развитию его ума и тела.
Взрослые могут создать условия, чтобы ребенок был в состоянии, как правило, с успехом выполнять различные действия.
(см. предложения для родителей в приложении).

Ваш ребенок, нуждается в похвале и поощрении.
Искренняя похвала и поощрение со стороны взрослых помогают вашему ребенку чувствовать себя уверенно. У него возникает чувство собственной значимости, которое побуждает его продолжать попытки в познании мира.
Ребенку не требуется слишком, много похвалы или фальшивого восторга – все это только во вред.
Но несколько искренних, теплых слов или жестов, оценивающих его усилия или личные качества очень важны для вашего ребенка.

Вашему ребенку важно понять, “кто он”, и осознать, что он уникален.
Каждый из нас чем-то отличается от других. Ощущение своей неповторимости и уникальности важно для развития вашего ребенка.
Ему необходимо почувствовать свою особенность в чем-либо, а также, чтобы это было признано другими, в первую очередь родителями.

Ваш ребенок нуждается в общении с людьми.
Маленькому ребенку недостаточно только присутствия других людей, ему нужно общаться с ними, делать что-либо совместно.
Ваш ребенок хочет, чтобы бы уважали его как личность и включали в свою жизнь. Ему необходимо, чтобы другие дети и взрослые были рядом. Благодаря этому, он становится более коммуникабельным и получает удовольствие от общения с разными людьми.

Вашему ребенку необходима окружающая среда, которая стимулирует его развитие.
Маленький ребенок проявляет безграничное любопытство, ему необходима развивающая окружающая среда, где бы он мог свободно исследовать и изучать.
Такая среда создается преимущественно родителями. Они могут обеспечить ребенка соответствующими материалами дома, а также посещать с ним разные интересные места.
Как и во всем, здесь важно сохранять чувство меры. Вашему ребенку необходимо время для того, чтобы исследовать что-либо, прежде чем он будет готов к изучению следующего, неизвестного предмета.

Чтобы развивать свой ум и тело, ваш ребенок нуждается в правильно организованной окружающей среде.
Поскольку ваш ребенок познает мир, главным образом, посредством органов чувств, переходя от одного уровня сложности познания к другому, ему нужна окружающая среда, соответствующая потребностям его развития на данном этапе.
Познание ребенком окружающего мира будет осуществляться естественно и без особых усилий, если вы знаете, какими предметами, материалами его следует обеспечить. Он будет обучаться самостоятельно при минимуме руководства с вашей стороны.

Часть 3.

Как вы можете помочь вашему ребенку?

Относитесь к вашему ребенку с уважением и пониманием.
Когда ребенок хочет рассказать вам что-либо, будьте готовы выслушать его и старайтесь наклониться или сесть так, чтобы вы смотрели друг другу в глаза.
Постарайтесь понять мысли и чувства вашего ребенка и принять их во внимание в вашей семейной жизни. Помните, что кажется незначительным для вас, может быть очень важным для вашего ребенка.
Посвящайте, по возможности вашего ребенка в свои планы и решения. Дайте ему почувствовать, что он равноправный член семьи.

Будьте уступчивы в отношениях с вашим ребенком.
Маленькие дети растут и развиваются очень быстро. В отношениях с ребенком нужна гибкость. Родители должны соотносить свои правила и требования с меняющимися потребностями ребенка.
Решения об изменении правил следует принимать совместно обоим родителям и обсуждать их с ребенком.

Вводя определенные правила, оставляйте место для свободы действий ребенка.
Руководство ребенком и его безопасность должны обеспечиваться четкими и разумными правилами.
Ребенка следует познакомить со всеми правилами, давая краткие разъяснения в случае необходимости. Если правила тщательно продуманы и регулярно выполняются ребенком, он принимает их без затруднений.
Если ребенок не принимает правил, их следует еще раз обдумать и внести возможные изменения. Очень часто семейные обсуждения правил, в которые участвует ваш сын или дочь являются хорошим средством усвоить их для ребенка.

Помните о том, что ребенку свойственно другое восприятие времени.
Когда ваш ребенок находится рядом с вами, постарайтесь выполнять ваши дела размеренно и обдуманно. Спланируйте заранее таким образом, чтобы вам не пришлось торопить вашего ребенка. Расскажите ему подробно о предстоящем событии, например, о посещении магазина, для того чтобы ребенок мог самостоятельно нему со свойственной ему скоростью.
Постарайтесь уделить ежедневно немного времени для совместной деятельности с вашим ребенком. Эти занятия должны быть спокойными и приятными для вас обоих.
Рассчитайте время, чтобы ребенок смог довести начатое дело до конца. Если деятельность становится сложной или утомительной, вы можете помочь ребенка завершить ее, но никогда не выполнять что-либо за него.

Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно.
Позволяйте ребенку действовать и поощряйте его выполнять то, к чему он готов и что может выполнить самостоятельно.
Учите его самостоятельно есть, одеваться, выполнять несложную работу, например, вытирать пыль, собирать листья, поливать растения и т.д. Покажите ребенку каждое действие медленно и просто, употребляя как можно меньше слов. Попросите его повторить ваши действия самостоятельно, не исправляя ошибок. Если ребенок еще не готов для какой-то работы, отложите ее на другое время и научите потом.
Дайте вашему ребенку время освоиться и поупражняться в каждом виде деятельности. Разрешайте ему помогать вам по дому, если он того желает, но никогда не заставляйте делать что-либо насильно.
Дети любят такую работу и обычно выполняют ее с удовольствием. Не переделывайте работу ваш, его ребенка в его присутствии, принимайте все, что он способен сделать, доброжелательно.

По возможности обеспечьте вашему ребенку свободу выбора.
Родители, которые позволяют своему ребенку осуществлять собственный выбор, уважают индивидуальность ребенка и его потребность в свободе.
Например, вы можете спросить ребенка, какое мороженое он хочет, ванильное или шоколадное; хочет ли он поиграть с другом или пойти в парк; какую рубашку он хочет одеть красную или голубую; хочет ли он положить на стол салфетки или расставить стаканы.
Умение делать выбор – это важная часть становления личности.

Создавайте вашему ребенку условия для достижения успеха.
Поскольку вы наблюдаете за своим ребенком, вы, как правило, знаете, что он умеет делать, а что нет. Дайте ему возможность делать то, что он может выполнять без особых усилий и ошибок. Помогите ему, продемонстрировав медленно и детально, как надо выполнять действия, каждый раз позволяя ребенку выполнить их самому.
Хвалите ребенка за его удачи, не придавайте значения ошибкам и переделайте вещи, в работе с которыми ребенок испытывает затруднения. Часто вы можете руководствоваться интересом, который проявляет ваш ребенок к чему-либо; настоящий интерес – сильнейший стимул к обучению.

Постарайтесь быть доброжелательными во взаимоотношениях с вашим ребенком.
Найдите другой путь общения с ребенком, отказавшись от употребления таких слов, как “не делай”, “не мешай”, “не надо”, “нельзя” и “неправильно”.
Если, например, он стучит кулаками по столу, спокойно объясните ему, что стол предназначен для еды, а чтобы поупражнять свои руки, он может полепить из пластилина, и предложите ему это занятие.
Если ваш ребенок, вытирая стол, не заметил пятна, вам следует только указать на него или сказать: “Еще одно пятно убрать, и стол будет безупречно чистым”.
Ваши замечания делают ребенка неуверенным в себе; одобрение и похвала помогают ему чувствовать себя самостоятельным и способным человеком.

Когда вы разговариваете со своим, ребенком, ваша речь должна быть точной, лаконичной.
Вы ощутимо разовьете способность ребенка правильно выражать мысли, если будете следить за своей речью.
Маленький ребенок постоянно изучает новые слова, расширяя свой словарный запас и развивая способность общения.
Помогите вашему ребенку изучить названия окружающих его предметов, употребляя их в своей речи. Вместо фразы: “Дай мне, пожалуйста, вон ту вещь, которая лежит вон там”, вы должны сказать: “Дай мне, пожалуйста, красную книгу, которая лежит на краю стола”.

Всякий раз, когда это возможно, позволяйте вашему ребенку использовать реальные предметы.
Игрушки, которые выглядят, как настоящие предметы, но не действуют, как реальные, расстраивают маленького ребенка, приводят его в замешательство, а иногда могут рассердить его. Он может подумать, что неспособен обращаться с настоящими, реальными предметами.
Ваш ребенок предпочитает использовать предметы, которые он часто видит у взрослых. Небольшого размера совок для мусора и щетка, маленькая губка и тазик, небольшие грабли и тяпка – отличные обучающие средства для вашего ребенка.
Он может выполнять настоящие задания, помогать в домашней уборке. Освоение и выполнение важной работы вызывает у ребенка подлинное чувство удовлетворения.

Помните, что вы образец вам ваш ребенок подражает и у вас он учится.
Ваш маленький ребенок проводит большую часть своего времени в вашем присутствии. Он учится, глядя на вас и подражая вам.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был любящим, честным, великодушным, аккуратным – будьте сами такими же.
Когда ребенка постоянно шлепают или ругают, он учится вести себя также по отношению к другим.
Родители должны осознавать то огромное влияние, которое они оказывают на жизнь ребенка и на формирование его личности.

Разрешайте вашему ребенку общаться с другими детьми.
Ваш ребенок нуждается и получает удовольствие от общения с ровесниками и детьми другого возраста.
До трех лет дети редко общаются друг с другом или показывают осведомленность о других как об отдельных личностях.
Тем не менее, самостоятельное общение ребенка с другими детьми, даже до трех лет, может помочь вашему ребенку научиться ладить с другими и получать удовольствие от их общества.
После трех-четырех лет такие контакты с другими детьми способствуют его интеллектуальному росту и необходимы для его социального развития.

Создайте вашему ребенку окружающую среду, которая соответствует его потребностям.
Родители, зная возможности ребенка в данный период, могут предоставить ему материалы (предметы) и виды деятельности, способствующие в значительной степени его росту и развитию.
Маленьким детям можно дать небольшой таз с водой и несколько пластиковые бутылок, губки, воронки для переливания; также могут быть использованы коробка с песком, ведро, совок, бидон, ракушки и галька для сортировки и счета, пластилин и кухонный нож, скалка и пуговицы и т.п.
Выделите вашему ребенку место и стол для работы. Неторопливо продемонстрируйте ему новые материалы (предметы) и дайте ему время для знакомства с ними, прежде чем предложить ему что-нибудь еще.
Педагогические книги, журналы и сами воспитатели могут помочь вам выбрать подходящие материалы для вашего ребенка.

Если это возможно, подыщите хорошее дошкольное учреждение для вашего ребенка.
Большинство экспертов отмечают огромное значение возрастного периода от рождения до шести лет в формировании личности. Установлено что родители и домашняя обстановка оказывают наиболее сильное влияние на жизнь ребенка, а хороший детский сад может существенно дополнить его воспитание и продвинуть в развитии.
Опытные профессионалы могут оказать специальную помощь, которая невозможна в семье, они могут уделить ребенку больше внимания, на которое у родителей не всегда хватает времени.
В идеале, родители и дошкольное учреждение должны работать согласованно для пользы ребенка. Предметы, изучаемые в школе, могут быть закреплены дома. Преемственность в работе семьи и детского сада помогает вашему ребенку чувствовать себя уверенно и быть способным понять мир и жить в нем.

Часть 4.

В чем заключается Монтессори-метод?

Монтессори – метод помогает ребенку получать разностороннее развитие.
Многие характеристики маленького ребенка, замеченные Марией Монтессори, упоминались в первой части. Во второй части говорится об основных потребностях ребенка, изучение которых позволило д-ру Монтессори раз работать систему раннего образования ребенка. Этот метод, упражнения и советы к ним описаны в третьей части.
Монтессори-метод состоит из многих аспектов, что требует хорошо подготовленных Монтессори-учителей с опытом работы. Но основные идеи и концепции системы доступны пониманию многих.
Подход Марии Монтессори к воспитанию маленьких детей был уникальным.
Мария Монтессори родилась в Италии и была первой в истории своей страны женщиной-доктором. На раннем этапе своей деятельности она работала с детьми отсталыми в развитии и детьми из очень бедных семей.
Посредством точных наблюдений и экспериментов д-р Монтессори создала систему образования, которая помогла умственно отсталым и обездоленным детям учиться так же успешно, как учатся нормальные дети.
Ее методы получили известность во всем мире и стали использоваться во многих странах, применительно к местным условиям и специфике национальной системы воспитания. Сегодня в Соединенных Штатах возродился интерес к ее системе, ее понимание внутреннего мира ребенка и ее идеи помощи в формировании всесторонне развитой личности кажутся новыми и значимыми сегодня.
Провалы традиционных методов образования становятся все более очевидными. Монтессори-направление предлагает разумную структурированную систему, которая позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям, используя специально разработанные Монтессори-материалы под руководством Монтессори-учителя.
Монтессори-система состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, учитель.
В центре внимания любой педагогической системы раннего образования детей должен быть ребенок. Мария Монтессори основывала свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, каков он есть, а не таким, каким он может или должен быть в представлении о нем взрослого.
Затем д-р Монтессори разработала специальную окружающую среду, которая помогает ребенку развиваться самостоятельно и естественно.
Она видела роль учителя не в обучении, а в руководстве деятельностью, поэтому она предпочитала использовать термин “руководительница” вместо “учитель”.
Мария Монтессори старалась видеть ребенка таким, каков он есть в действительности.
Монтессори-метод позволяет вашему ребенку легче проходить путь познания в ситуации, когда знания приобретаются в деятельности. В основном он учится сам.

В пределах определенной организации ваш ребенок может выбирать работу, которая привлекает его и соответствует его внутренним интересам. Он может упражнять свои чувства свободно и спонтанно; он испытывает удовольствие и энтузиазм от своей деятельности, потому что он делает то, что он хочет делать, а не то, что ему кто-либо укажет.
Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Монтессори-метод создает в вашем ребенке естественную любовь к учению и исподволь внушает устойчивые мотивации для продолжения учебы. Это помогает вашему ребенку идти в ногу с его естественным ростом и развитием, и избегать насилия, т.е. необходимости делать то, к чему он еще не готов.
“Учитель” вашего ребенка – Монтессори окружающая среда.

В Монтессори-школе ваш ребенок учится самостоятельно с помощью специально разработанных Монтессори-материриалов. Монтессори-материалы привлекательны, просты в применении, соответствуют возрастным особенностям ребенка, возможность самоконтроля, заложенная в материалах, позволяет ребенку увидеть собственные ошибки. В этом случае взрослому не нужно указывать на промахи ребенка, и его самоуважение не ущемляется.
Ваш ребенок учится работать один или вместе с другими детьми, и этот выбор обычно он делает сам. Он учится следовать “основным правилам” класса и может напоминать другим детям о необходимости соблюдать эти правила.
У вашего ребенка есть много возможностей проявить себя и почувствовать успех, поскольку он может выбирать занятие и работать в собственном темпе, т. к. Монтессори-класс не место для соревнований. Можно заняться растениями и животными. Монтессори-класс – это место, в котором ваш, ребенок может быть свободным от господства взрослого, он может открывать свой мир и развивать свой разум и тело.
Монтессори-класс охватывает множество зон.
– зона практической жизни – особенное значение имеет для маленьких детей (2,5 – 3,5). Здесь расположены материалы, с помощью которых, ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки) ваш ребенок научится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол; полировать серебро и т. п.
– зона сенсорного развития – дает ребенку возможность использовать сбои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей.
-зоны языковая, математическая, географическая, естественнонаучная обеспечены материалами, основной целью которых, является умственное развитие ребенка. Двигательные упражнения развивают вашего ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать его возможности.
Многие Монтессори-школы дополняют окружающую среду такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующие дальнейшему обогащению общего развития вашего ребенка.

У Монтессори-учителя много обязанностей.
В отличие от учителя в традиционной школе, Монтессори-учитель не является центром класса. Когда дети занимаются в классной комнате, Монтессори-учитель едва заметен. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике.
Учитель должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка. Он решает, какие материалы больше подходят ребенку для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают возможность учителю помочь ребенку в оптимальном использовании материалов. Учитель оставляет ребенка с материалом и возвращается к наблюдению.
Учитель вмешивается в деятельность ребенка только том случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в состоянии найти новые способы для оказания помощи ребенку. Ваш ребенок обращается к учителю как к доброжелательному помощнику и руководителю, как к тому, кто всегда рядом в случае необходимости, но главным образом, как к тому, кто может помочь ему сделать что-либо самостоятельно.

Монтессори-класс включает детей разного возраста.
Определяя своего ребенка в класс, где находятся дети разных возрастов (обычно от двух, с половиной до шести лет), вы способствуете более высокому уровню учебных возможностей.
Когда ребенок впервые начинает учиться, ему помогают старшие, более опытные дети. Позже он сможет помогать другим, имея сформированные учебные навыки.
Ваш ребенок также научится, как вести себя в обществе различных людей.

Каждый Монтессори-класс индивидуален.
Несмотря на то, что Монтессори-метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации.
Потому что не бывает совершенно одинаковых двух, людей и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.
Рекомендуем родителям встречаться с учителем и, если это возможно, посмотреть работу учителя в классе для того, чтобы выявить его индивидуальный стиль в толковании Монтессори-метода.

Монтессори-метод отличается от других методов.
Монтессори-метод уникален. Он основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод включает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка. С помощью метода квалифицированный учитель обеспечивает совершенное руководство в работе с детьми.
Монтессори-система дает вашему ребенку основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.

Приложение

Некоторые материалы, используемые в Монтессори-школе.

Практическая жизнь.
Рамки с застежками – обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.
Пересыпание и переливание – эти упражнения помогают улучшить координацию движений, они включают в себя пересыпание риса и переливание воды из одного кувшина в другой.
Приготовление пищи – эти упражнения включают в себя очистку и нарезку моркови, банана и яблок. Они способствуют развитию аккуратности и самостоятельности.
Упражнения по уборке помещения и личной гигиены – включают чистку обуви, подметание, мытье полов шваброй, стирку и умывание. Помогают ребенку научиться ухаживать за собой и своим окружением (средой).

Сенсорное развитие.
Коричневая лестница – представляет различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый.
Розовая башня – представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький.
Красные штанги – представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.
Цветные катушки в трех наборах: первый набор состоит из трех пар основных цветов для сопоставления; второй – одиннадцать пар различных цветов; третий – по семь оттенков каждого цвета.
Эти упражнения знакомят с названиями различных цветов, повышают цветовое восприятие, а также способствуют различению оттенков.
Блоки цилиндров – представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй – цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук необходимую при письме.
Цветные цилиндры – каждый набор соответствует параметрам размеров одного из наборов блоков цилиндров.

Развитие речи.
Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием.
Металлические вкладки – десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаз к письму.
Шумовые цилиндры – этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых, содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т.е. каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров.
Геометрические тела – обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм.
Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.

Математическое развитие.
Красно-синие штанги – набор из 10 штанг того же размера что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания вычитания, умножения и деления.
Коробка с веретенами – две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию.
Золотые бусины – эти материалы обеспечивают введение в понятие счета, количества и основных математических функций.

Другие зоны.
Географические карты – деревянные карты с маленькой ручкой для переноса и манипулирования. Карты привлекательны, знакомят с названиями и расположением государств и континентов, основами географии.
Природные карты – различные наборы карт для изучения строения листьев, цветов, деревьев. Расширяют словарный запас и знания детей о природе.
Звучащие колокольчики – издают различные вариации звуков при ударении деревянным молоточком. Используются в качестве сенсорных упражнений для сопоставления звуков. Также могут использоваться при обучении основам нотной грамоты и составлении простых мелодий.
Линия – в большинстве классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга, которая используются для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений.

Советы родителям.

Ваша домашняя обстановка.
1. Покупайте одежду, которую ребенок может одеть или снять самостоятельно (брюки с эластичным поясом, рубашки с большими пуговицами, свитера с широким воротом).
2. Поставьте в комнате ребенка детскую мебель: низкий стол, зеркало, ящики (которые ребенок мог бы с легкостью открывать). Мебель должна быть прочной, легкой и соответствовать росту ребенка (вешалка, на которую ребенок мог бы самостоятельно вешать свои вещи и т. д.)
3. Сделайте комнату ребенка яркой, привлекательной и простой, используйте легко моющиеся поверхности. Тщательно отбирайте предметы для комнаты ребенка. Новые предметы предлагайте постепенно, не более двух одновременно.
4. Убирайте из поля зрения ребенка предметы, которые, по вашему мнению, могут быть испорчены им.
5. Выделяйте ребенку место в других местах дома для его личных вещей: полотенец, зубной щетки и т. д. Можете пометить каждое место цветной ленточкой так, чтобы ребенок мог легко узнать его.
6. Дайте ребенку в личное пользование чистящие материалы: маленькую губку, тряпку для пыли, веник и полировку для того, чтобы он сам мог убирать свою комнату.

Совместная деятельность.
1. Водите своего ребенка в интересные места, такие как, библиотека, почта, местные фабрики, зоопарк, музеи, детский театр, пляж, парк, игровые площадки. Обсуждайте увиденное там.
2. Пусть Ваш ребенок участвует в домашних делах: покупка продуктов, приготовление пищи, уборка квартиры, садоводство, работы по дереву, шитье, давайте ему задания и необходимые материалы.
3. Делитесь с ребенком своими интересами и увлечениями: знаниями о спорте, птицах, марках, растениях, животных, вязании, рисовании, игре на музыкальных инструментах.
4. Давайте ребенку журналы для вырезания картинок и раскраски и обсуждайте с ним рисунки. Читайте и рассказывайте ему различные истории, покажите ребенку, как пользоваться магнитофоном.
5. Берите с собой ребенка в гости к родственникам и друзьям. Делайте визиты короткими, если ребенок устанет, дайте ему что-либо, чем он мог бы заняться. Поощряйте бабушку и дедушку в желании заниматься ребенком.
6. Покажите ребенку, как ухаживать за растениями и животными в вашем доме. Позволяйте ему принимать ответственность за их уходом по мере сил и возможностей ребенка.

Самостоятельная деятельность ребенка.
1. Предоставьте ребенку пластиковый тазик с водой, несколько пластиковых бутылок, воронку, губку, сито и фартук. Дайте ему возможность свободно использовать эти вещи и узнать свойства воды. Покажите ребенку, как следует убирать место, где он занимался.
2. Давайте ребенку возможность для игр с песком: либо в песочнице, либо на пляже. Берите с собой ведерко, формочки, сито, воронку, лопатку, лейку для увлажнения песка. Дома дайте ребенку щетку и совок, и попросите его очистить предметы от песка.
3. Тесто для игры и формочки, пуговицы, крышки, скалка для теста могут заинтересовать вашего ребенка. С этими предметами он может заниматься довольно долго. Тесто можно легко приготовить, перемешав: 1 стакан муки, 1 ложку соли, несколько капель пищевого красителя и столько воды, чтобы тесто было густым. Тесто необходимо хранить в холодильнике.
4. К другим материалам, которые могут привлечь вашего ребенка, относятся: краски, большие деревянные кубики, книги, полки, камушки. Запомните, что у каждого предмета должно быть свое место и показывайте ребенку как пользоваться различными предметами.

Отношения и факторы влияния.
1. Если отец проводит дни, работая вдалеке от дома, желательно чтобы ребенок видел его за работой в домашних условиях. Когда ребенок видит, как отец выполняет какую-то работу дома, ему легче представить что значат слова “папа на работе”.
2. Создавайте условия для новых, впечатлений: поход в парикмахерскую, к врачу или в школу. Объясните кратко и спокойно цель визита и сообщите ребенку о нем заранее.
3. Отвечайте честно и просто на все вопросы Вашего ребенка. Никогда не лгите ему.
4. Если у Вас возникают некоторые трудности в воспитании Вашего ребенка, обращайтесь за консультацией к учителю или врачу.

Сензитивные периоды.

Ниже перечисленное является общим руководством к периодам, когда маленький ребенок наиболее восприимчив к приобретению тех или иных знаний, умений и навыков. Возрастные ограничения сензитивных периодов корректируются индивидуальными особенностями развития ребенка.

От рожд. и всю жизнь – развитие речи
от рожд. до 3-х лет – сенсорное развитие
от рожд. до 1, 5 лет – познание окружающего мира через движение
от 1,5 до 3-х лет – развитие устной речи
от 1,5 до 4-х лет – развитие мускульной координации
от 2-х до 4-х лет – забота о порядке в окружении и обязанности
от 2-х до 6-и лет – музыкальное развитие
от 2,5 до 6-и лет – утонченность чувств
от 2,5 до 6-и лет – развитие социальных манер
от 3-х до 6-и лет – восприятие влияния взрослых
от 3,5 до 4,5 лет – письмо
от 4-х до 4,5 лет – развитие тактильного чувства
от 4,5 до 5,5 лет – чтение

Нормальный ребенок.

Основная цель Монтессори-метода это “нормализация” поведения ребенка таким образом, чтобы оно стало сбалансированным, спонтанным и ребенок мог бы полностью использовать свои возможности. Некоторые характерные признаки такого ребенка:
1. индивидуальность
2. независимость и инициатива
3. трудолюбие и стремление к самосовершенствованию
4. самоконтроль и умение владеть собой
5. воля
6. способность к концентрации внимания
7. чувство собственного достоинства
8. самостоятельность
9. самомотивация
10. привычка к порядку
11. удовольствие от повторения
12. способность к самостоятельной работе
13. самодисциплина
14. стремление к свободе выбора
15. удовольствие от работы как таковой, без необходимости вознаграждения и наказания
16. сознательное послушание
17. предпочтение работы игре
18. лю6овь к познанию
19. чувство ответственности за себя и других
20. хорошая социальная адаптивность
21. РАДОСТЬ как базисная эмоция

Обзор Монтессори-класса.

Рассмотрение следующих вопросов поможет Вам понять и оценить то, что Вы видите в Монтессори-классе.

Обстановка.
1. Насколько привлекательна комната.
2. В каком состоянии материалы.
3. Доступность материалов.
4. Соблюдение порядка.
5. Логика в подборе материалов.
6. Наличие спортивного уголка.

Учитель
1. Чувствует ли он себя уютно и свободно в классе?
2. Тон при общении с детьми.
3. Насколько медленны и грациозны его движения.
4. Владение ситуацией в классе.
5. Ответы на вопросы детей.
6. Уважительное отношение к каждому ребенку.
7. Готовность детей слушаться учителя.
8. Участие в поддержании порядка в классе.
9. Ясность в преподнесении материала и понимании вопросов детей.

Дети.
1. Чувствуют ли они себя уютно в классе?
2. Как часто вовлечены в работу?
3. Следуют ли основным правилам поведения?
4. Аккуратно ли обращаются с материалами?
5. Уровень самостоятельной и коллективной работы.
6. Обращаются ли за помощью?
7. С готовностью ли следуют инструкциям?
8. Счастливы ли они в школе?