Не секрет, что педагогические технологии могут успешно использоваться в библиотечной работе.
          Предлагаю своим коллегам деловую игру «Лучшие в профессии». Её можно проводить на городских методических объединениях библиотекарей, посвященных профессиональным праздникам: «Общероссийскому дню библиотек» в мае, «Международному дню школьных библиотек» в октябре. Не так часто мы встречаемся на профессиональных объединениях, открытых мероприятиях, практических занятиях, семинарах.
         Интересной формой коллективной работы для коллег-библиотекарей может стать деловая игра. Схему проведения деловой игры можно найти в педагогической литературе. В ходе игры формируются навыки принятия быстрых и верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

           Схема проведения деловой игры может изменяться, всё зависит от творческого потенциала и выдумки ведущего.
           В игре могут принять участие работники библиотек различной степени профессиональной подготовки. Деление на группы проводится заранее. В группы следует подбирать участников с разным стажем работы и уровнем профессиональной подготовки. Участвуют в игре все присутствующие.

Цель деловой игры:
          Отработка и закрепление профессиональных навыков, умение решать проблемные ситуации, успешно выходить из конфликтных ситуаций.

Задачи:
• Развитие творческих способностей.
• Привлечение библиотекарей к обсуждению насущных проблем библиотечной работы.
•  Определение конкретных путей решения проблем профессиональной подготовки.
•  Определение направлений и форм дальнейшей профессиональной деятельности.
Время проведения: от 1,5 до 2-х часов.
         В ходе игры участники делятся на группы по 4-6 человек. Каждая группа — это маленький коллектив, имеющий 1) своего лидера, генератора идей; 2) разработчиков этих идей; 3) практиков, осуществляющих внедрение идей в жизнь.
         В жюри могут входить 2-3 человека: библиотекари или педагоги. Важно продумать, как будут сидеть участники деловой игры. Каждая группа размещается за отдельным столом. Все группы решают одни и те же задачи, а жюри определяет, чьи идеи и решения лучше.

РАЗДЕЛ 1. ЛИТЕРАТУРА
 КОНКУРС «Допиши пословицу»
           Народ сложил много пословиц и поговорок о книге и чтении.
           Предлагаем вам попытаться закончить пословицу.
           На карточках предлагается только первая часть пословицы. •
ВАРИ АНТ №1
•   Книга подобна воде, дорогу пробьёт везде.
•   Книга твой друг, без неё как без рук.
•   Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
•   Прочёл хорошую книгу — встретился с другом.
•   Хорошая книга ярче звёздочки светит.
ВАРИАНТ №2
•   Книгу читай, разуму набирай.
•   Будешь книжки читать, будешь всё знать.
•   Кто много читает, тот много знает.
•   С книгой поведешься, ума наберешься.
•   Книга книгой, но мозгами двигай.
ВАРИАНТ №3
•   Знание — солнце, книга — окно.
•   Ум без книги, как птица без крыльев.
•   Нет умного соседа — с книгой побеседуй.
•   Написано пером, не вырубишь топором.
•   Испокон века книга растит человека.
ВАРИАНТ №4
•   С книгой жить, век не тужить.
•   Вслед за книгой умом двигай.
•   Книги не говорят — правду сказывают.
•   Книги читай, да дела не забывай.
•   Книга мала, да ума придала.

КОНКУРС «Двойные фамилии»
        Библиотекарь, несомненно, специалист высокого класса, хорошо разбирающийся в литературе. Прочёл много книг, знает биографии писателей, помнит имена, отчества и фамилии огромного количества авторов. Но вот однажды мне пришлось выполнить необычное задание. Следовало составить список людей, имеющих двойные фамилии.
        Усложним задание. Отберите из предложенного перечня писателей разных времён и народов, имеющих двойные фамилии.
       Мамин-Сибиряк
       Сухово-Кобылин
       Сервантес де Сааведра
       Салтыков-Щедрин
      Бестужев-Марлинский
    Сент-Экзюпери
    Гарин-Михайловский
   Турсун-Заде
   Мартин
   Андерсен-Нексе
  Ж. Рони-Старший
 Лопе де Вега
 Лебедев-Кумач
 Сетон-Томпсон
Сергеев-Ценский
Ильф и Петров
Новиков-Прибой
Мельников-Печерский
Сороко-Цюпа

КОНКУРС «Интеллектуальный лабиринт»
ВОПРОС № 1
Русский классик на Западе.
          «С Бакуниным он изучал философию Гегеля в Берлинском университете, с Герценом был очевидцем французской революции 1848 г., с Гюго руководил работой международного литературного конгресса в Париже в 1878 г. и был первым русским писателем, получившим известность на Западе».
ВОПРОС № 2 Поэт и дипломат.
           «Этот русский поэт и дипломат был другом Гейне и Шеллинга, Некрасов и Тургенев ставили его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым, а русские символисты провозгласили его своим предшественником. Славянофил и панславист, он писал своей жене так: «Я не без грусти расстаюсь с этим гнилым Западом, таким чистым и полным удобств, чтобы вернуться в эту многообещающую в будущем грязь милой Родины».
ВОПРОС № 3 Секреты без тайн.
«Этот поэт единственный из символистов вступил в коммунистическую партию. М. Горький называл его «Самым культурным писателем на Руси», среди любителей поэзии авторитет у него был огромный, но А.Ахматова говорила о нём, что он «знал секреты, но не знал тайн».
ВОПРОС № 4 Целебные стихи.
«По мнению Мандельштама, стихи этого поэта при чтении вслух должны быть целебными для больных туберкулёзом. Его же Иосиф Сталин в телефонном разговоре обвинил в том, что он не заступился за репрессированного Мандельштама».
Ответы:
Вопрос№1   И.С. Тургенев

Вопрос №2  Ф.И. Тютчев 

Вопрос №3   В.Я. Брюсов

Вопрос№4   Б.Л. Пастернак

РАЗДЕЛ 2. БИБЛИОГРАФИЯ
КОНКУРС «Ошибки в описании»
Найдите ошибки, преднамеренно сделанные в библиографическом описании документа или его части.

КАРТОЧКИ С ОШИБКАМИ В ОПИСАНИИ.
ВАРИАНТ № 1
          Антипова, В. Б. Нетрадиционные формы проведения библиотечных уроков / В. Б. Антипова // Школьная библиотека. — № 4. — С. 32 — 39. — (Звонок на урок).
          Гендина, Н. И. Интервью с Н. И. Гендиной [Текст] //— 2006. — № 8. — С. 45 — 48. — (Информационная культура личности).
         Ветвицкий. Современное русское письмо. — М: Просвещение, 1974. — 126 с.
         Эшпай, А. Я. Квартет: для 2 скрипок, альта и виолончели / Андрей Эшпай. — Партитура и голоса. — М. : Композитор, 2001. — 34 с., 4 парт. (68 с. партий разд. паг.); 30 см. — Тит. л. парал. рус., англ.
ВАРИАНТ № 2
         Тубельская Г. Н. В гости к именинникам [о писателях-юбилярах 2007 года] Семейное чтение. — 2006. — №6.

          Иванова Е. И посредник, и связующее звено [Текст]: Особенные возможности информационных технологий в школьной библиотеке.— Библиотека в школе. — 2006. — Март (№ 6). — С.4 -6. — (Новые технологии)
         История книги [Текст] / Под редакцией А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. — М: Светотон.— 400с.
         Гладков, Г. А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку / Геннадий Гладков ; исп.: Г. Вицин, В. Ливанов, О. Анофриев [и др.]. — М. : Экстрафон, 2002. — 1 мк.
ВАРИАНТ № 3
        Караваева, Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура» [Текст] / Е. А. Каравае¬ва.— Школьная библиотека. — 2006.— С. 18 — 24. — (Информационная культура личности).
        Миронов, С. М. Библиотеки в национальных проектах России [Текст] // Школьная библиотека. — № 2. — С. 14—16. — (Конференции, совещания, семинары).
Малое В.И. — М: Слово, 2002. — 48с. — (Что есть что).
       От заката до рассвета / реж. Роберт Родригес; в ролях: К. Тарантино, X. Кейтель, Дж. Клуни; Paramount Films. — М. : Премьер-видеофильм, 2002. — 1 вк. — Фильм вышел на экраны в 1999 г.
ВАРИАНТ № 4
Тимофеева И. Что и как читать вашему ребен¬ку от года до десяти// Семейное чтение. — №1. — С. 2-11.
Миронов, С. Информационные запросы граждан и национальные проекты: Реалии и перспективы / С. Миронов // Библиотека. — № 1. — С. 4 — 6. — (Государство. Библиотека. Общество.)
Павлов И. П. Про твою книгу. [Текст] — М: Просвещение, 1991. — (Знай и умей»)

         Александровский дворец [Изоматериал] : комплект из 16 открыток /фото А. Минина; текст Н. Тарасовой, С. Ивановой ; Гос. музей-заповедик «Цар. Село». — [Б. м.]: Изд-во Зимина, 2002. —  1 обл. (16 отд. л.) : цв. офсет ; 14×10 см. — Загл. парал. англ., рус.

КОНКУРС «Схема информационного запроса».
Расставьте в правильной последовательности варианты названий схемы
• Информационная потребность
• Информационный запрос
• Поиск информации
• Переработка информации
• Передача информации

РАЗДЕЛ 3. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
КОНКУРС «Кроссворд»
Составьте маленький кроссворд на профессиональную тему с использованием профессиональной терминологии, состоящий из 5 — 6 слов.

КОНКУРС «Ролевая игра по работе с читателями».
Для игры нужно отобрать по 1 человеку из соревнующихся команд. Раздать роли БИБЛИОТЕКАРЬ — ЧИТАТЕЛЬ, затем поменяться ролями: ЧИТАТЕЛЬ — БИБЛИОТЕКАРЬ.
Каждая команда получает задание:
•   Записать читателя в библиотеку (при условии, что читать книги и ходить в библиотеку у него желания нет).
•   Получить с читателя не возвращаемую давно книгу (при условии, что ему уже неоднократно напоминали о сдаче книги).
•   Провести рекомендательную беседу при выдаче книги (ребёнку 7-9 лет)
•   Заинтересовать читателя, решившего сегодня уйти из библиотеки без книги, увлечь его так, чтобы он с удовольствием взял предложенное издание.

КОНКУРС «Поздравить коллег с профессиональным праздником»
Предлагаем поздравить всех собравшихся коллег с «Общероссийским днём библиотек» в мае или с «Международным днём школьных библиотек» в октябре. В поздравлении обязательно используйте слова: библиотека, книга, библиотекарь, учебник, читатель, директор. Поздравление должно содержать не менее 6 — 10 предложений.
Приложение
КАРТОЧКИ К КОНКУРСУ «Допиши пословицу»
Вариант №1
• Книга подобна воде,
• Книга твой друг,
• Книга в счастье украшает,
• Прочёл хорошую книгу,
• Хорошая книга ярче
Вариант №2
• Книгу читай,
• Будешь книжки читать,
• Кто много читает,
• С книгой поведешься,
• Книга книгой,
Вариант №3
• Знание — солнце,
• Ум без книги, как
• Нет умного соседа,
• Написано пером,
• Испокон века книга.
Вариант №4
• С книгой жить,
• Вслед за книгой
• Книги не говорят, а
• Книги читай,
• Книга мала,

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Афанасьев С. Методика организации конкурсов [Текст] / С. Афанасьев // Воспитание школьников. — 2001. — № 3. — С. 18 — 24.
          Гин А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Обратная связь. Идеальность [Текст] : Пособие для учителя. — М: Вита — Пресс, 1999. — 88 с.
          ГОСТ 7.1—2003 [Текст]. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. — М.: Изд-во стандартов, 2004. —166 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу)
         Рыжова С. Интеллектуальный лабиринт: викторина [Текст] / С. Рыжова // Воспитание школьников. — 2001. — №3. — С. 70 — 74.
         Справочник библиотекаря [Текст] / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. — СПб: Профессия, 2001. — 448 с. — (Серия «Библиотека»)