Цель урока: воспитать береж­ное отношение к природе, к род­ному краю, изучить статьи Консти­туции Республики Узбекистан, свя­занные с экологией, сформировать у учащихся понятия об экологичес­ких проблемах нашей страны и мира в целом, научить находить реше­ние этих проблем, проверить каче­ство знаний детей по пройденным темам, развивать умение мыслить творчески, выражать свои мысли грамотно и четко.

Оборудование: плакаты с изображением редких растений, из­готовленные учащимися, экологи­ческая таблица, тетради по этике, тесты, записанные на большом ли­сте бумаги, костюмы для драмати­зации, ствол дерева, нарисованный на бумаге и прикрепленный к дос­ке, аудиозапись «Голоса природы».

Ход урока

Организационный момент. Включается аудиозапись «Голоса природы».

Объявление темы и цели урока:

– Ребята, сегодня на уроке этики мы начинаем с вами изучать боль­шую и очень интересную тему «При­рода и мы». Урок называется «Зем­ля – наш дом». Мы с вами вспом­ним, какая существует связь между человеком и природой, объясним, почему мы должны охранять и обе­регать природу, рассмотрим эколо­гические проблемы нашей страны и определим, чем же мы можем по­мочь в решении этих проблем.

Первое, что я хочу вам пока­зать, это Конституция Республики Узбекистан. В статье 50 главы XI записано: «Граждане Республики Узбекистан обязаны бережно отно­ситься к окружающей среде». Это, ребята, закон для каждого из нас.

Давайте вспомним, чем же для нас ценна природа? Почему мы дол­жны ее защищать? Защищаем, по­тому что: растения дают нам пищу, одеж­ду, кров; животные тоже нас кормят; у природы мы берем строитель­ные материалы для сооружения жилья;

растения дают нам тень и про­хладу в жаркие летние дни; растения очищают воздух.

1-й ученик: Во всем мире бо­таники изучают растения и их сре­ду обитания. Они стараются уз­нать о растениях как можно боль­ше, чтобы защитить их и по-ново­му использовать. Ученые пытают­ся вывести новые сорта растений, которые будут произрастать там, где людям не хватает еды.

2-й ученик: Наверное, многие из вас видели гриб, который рас­тет у нас в горах. Его называют «дедушкин табак». Он похож на круглую плотную коробочку. Это гриб-дождевик. Когда гриб созре­вает и лопается (если кто-нибудь случайно на него наступит), мил­лионы спор, находящихся в нем, разлетаются, как облачка дыма.

3-й ученик: Непентес – есть та­кое растение – питается насекомы­ми. Его листья похожи на вазу. На­секомые скользят по его гладким стенкам и тонут в жидкости внутри.

4-й ученик: Листья растения, названного «живые камни», дей­ствительно похожи на камни. Их не едят животные.

5-й ученик: У бутылочного де­рева ствол похож на бутылку, в нем запасается вода.

Раздается плач.

Учитель: Ребята, а кто это пла­чет? (В класс входит девочка в ко­стюме Природы). Кто ты? И по­чему плачешь?

Природа:

Я – Природа. И я очень больна, поэтому очень страдаю. Я не знаю, почему заболела. Может быть вы, ребята, поможете мне понять, по­чему мне так плохо?

6-й ученик:

На Земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли,

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой»!

Нам казалось все мало и мало.

А затем в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели как из под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

7-й ученик: Многим растени­ям угрожает опасность. Загрязне­ния, пожары, строительство горо­дов и дорог уничтожают среду оби­тания многих растений и животных.

Учитель: Ребята, приведите примеры.

8-й ученик: Например, пожа­ры в Подмосковье.

9-й ученик: Каждый год под посевы вырубают огромные участ­ки леса. Некоторые растения нахо­дятся на грани вымирания. Это оз­начает, что они могут исчезнуть на­всегда.

Учитель: А в Узбекистане? Приведите примеры.

10-й ученик: Очень много рас­пахивается холмистых участков зем­ли. Раньше в Узбекистане можно было видеть огромные простран­ства земли красного цвета. Это цвели тюльпаны. Теперь они занесе­ны в Красную книгу.

11-й ученик: Людям нужны дома. Сейчас многие люди живут в городах. Домов строится всё боль­ше и больше. Города растут. Ма­шины, автобусы, поезда, самолеты доставляют людей из одного места в другое. Научившись использовать богатства Земли, мы облегчили нашу жизнь. Но при этом портим нашу планету. Промышленные предприятия, машины и электро­станции выделяют дым и газ в ат­мосферу. Это загрязняет воздух, нанося тем самым ущерб нашему здоровью и убивая дикую природу.

Учитель: Ну как ты думаешь, Природа, от этого ты заболела?

Природа: Да, от этого. Но боль­ше всего мне больно от того, что ребята ко мне плохо относятся.

Инсценировка «Прогулка».

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Там сидят и тут сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли,

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там пустые банки,

И как будто нам назло,

Даже битое стекло.

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели,

Тоже пили, тоже ели.

Жгли костер, бумагу жгли,

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо.

-Эй, ребята, – крикнул Дима,

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода.

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер,

В футбол играли-

Веселились, как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хором дружно песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра

Две разбитых наших склянки,

Две размокшие баранки-

Словом, мусора гора.

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не нашли.

Природа: Ребята, ну а чем же вы мне можете помочь?

Учитель: А на этот вопрос ре­бята ответят тебе, сделав правильный выбор. Проводится игратест «Я могу сделать правильный вы­бор».

1-я ситуация. По дороге из шко­лы домой ты увидел красивый цве­ток. Он тебе очень понравился. Рука так и тянется его сорвать. Ты можешь сделать правильный вы­бор.

1.Сорвать цветок и подарить его маме.

2.Сорвать цветок и поставить его в стакан в своей комнате.

З.Оставить его расти на своем месте.

2-я ситуация. Там, где ты жи­вешь, есть несколько баков для мусора. Они пусты, но вокруг ле­жит мусор. Ребята, такие же как ты приходят и высыпают мусор пря­мо на землю. Мама отправила тебя выбросить мусор. Ты можешь сделать правильный выбор.

1.Высыпать мусор в бак и на­учить делать так же своих друзей.

2.Вынести мусор и высыпать его там же, где высыпают другие.

3.Вынести мусор и высыпать его в бак.

3-я ситуация. Гуляя с родите­лями в горах, ты нашел маленько­го ежа. Он тебе очень понравил­ся. И ты захотел взять ежа с со­бой в город. Ты можешь сделать правильный выбор.

1. Взять его домой и заботиться о нем.

2.Оставить его в горах, в его привычном месте.

З.Взять его в город и подарить ДРУГУ

4-я ситуация. Когда перекапы­вали огород, ты нашел много дож­девых червей. Ты можешь сделать правильный выбор.

1.Раздавить их, ведь они такие неприятные на вид.

2.0тдать их птицам, чтобы те их склевали.

З.Оставить червей в земле.

Подводится итог тестирова­нию. Несколько учащихся мотиви­руют свой выбор.

Учитель: Ну вот, ребята, вы и сделали свой выбор. Надеюсь он будет правильным. А чем же мы еще можем помочь нашей природе?

Учащиеся:

1. Бережно относиться к дере­вьям.

2.Не разводить костры во дво­рах.

3.Беречь и не сжигать траву.

4.Раздельно собирать мусор и научить этому друзей.

5.Собирать макулатуру.

6.Сажать цветы и деревья, уха­живать за ними.

Учитель: Ребята, посмотрите, как повеселела Природа! Видно, ваши ответы понравились ей. А сей­час Природа раздаст вам листья де­ревьев и вы напишите на каждом листочке, что вам больше всего по­нравилось на уроке и чему вы се­годня научились.

Каждый ученик прикрепляет свой листочек к стволу дерева, находя­щегося на доске.

Подведение  итог урока.

– Ребята, на этом уроке мы ещё раз убедились, как нам мила наша природа.

Конституция нашей страны сто­ит на страже природы, а вы, школьники, поможете четкому вы­полнению Основного Закона. Не обидим растения и животных, бе­регите землю и воду.

Выставление оценок.