Цель урока: воспитать бережное отношение к природе, к родному краю, изучить статьи Конституции Республики Узбекистан, связанные с экологией, сформировать у учащихся понятия об экологических проблемах нашей страны и мира в целом, научить находить решение этих проблем, проверить качество знаний детей по пройденным темам, развивать умение мыслить творчески, выражать свои мысли грамотно и четко.
Оборудование: плакаты с изображением редких растений, изготовленные учащимися, экологическая таблица, тетради по этике, тесты, записанные на большом листе бумаги, костюмы для драматизации, ствол дерева, нарисованный на бумаге и прикрепленный к доске, аудиозапись «Голоса природы».
Ход урока
Организационный момент. Включается аудиозапись «Голоса природы».
Объявление темы и цели урока:
– Ребята, сегодня на уроке этики мы начинаем с вами изучать большую и очень интересную тему «Природа и мы». Урок называется «Земля – наш дом». Мы с вами вспомним, какая существует связь между человеком и природой, объясним, почему мы должны охранять и оберегать природу, рассмотрим экологические проблемы нашей страны и определим, чем же мы можем помочь в решении этих проблем.
Первое, что я хочу вам показать, это Конституция Республики Узбекистан. В статье 50 главы XI записано: «Граждане Республики Узбекистан обязаны бережно относиться к окружающей среде». Это, ребята, закон для каждого из нас.
Давайте вспомним, чем же для нас ценна природа? Почему мы должны ее защищать? Защищаем, потому что: растения дают нам пищу, одежду, кров; животные тоже нас кормят; у природы мы берем строительные материалы для сооружения жилья;
растения дают нам тень и прохладу в жаркие летние дни; растения очищают воздух.
1-й ученик: Во всем мире ботаники изучают растения и их среду обитания. Они стараются узнать о растениях как можно больше, чтобы защитить их и по-новому использовать. Ученые пытаются вывести новые сорта растений, которые будут произрастать там, где людям не хватает еды.
2-й ученик: Наверное, многие из вас видели гриб, который растет у нас в горах. Его называют «дедушкин табак». Он похож на круглую плотную коробочку. Это гриб-дождевик. Когда гриб созревает и лопается (если кто-нибудь случайно на него наступит), миллионы спор, находящихся в нем, разлетаются, как облачка дыма.
3-й ученик: Непентес – есть такое растение – питается насекомыми. Его листья похожи на вазу. Насекомые скользят по его гладким стенкам и тонут в жидкости внутри.
4-й ученик: Листья растения, названного «живые камни», действительно похожи на камни. Их не едят животные.
5-й ученик: У бутылочного дерева ствол похож на бутылку, в нем запасается вода.
Раздается плач.
Учитель: Ребята, а кто это плачет? (В класс входит девочка в костюме Природы). Кто ты? И почему плачешь?
Природа:
Я – Природа. И я очень больна, поэтому очень страдаю. Я не знаю, почему заболела. Может быть вы, ребята, поможете мне понять, почему мне так плохо?
6-й ученик:
На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли,
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой»!
Нам казалось все мало и мало.
А затем в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели как из под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
7-й ученик: Многим растениям угрожает опасность. Загрязнения, пожары, строительство городов и дорог уничтожают среду обитания многих растений и животных.
Учитель: Ребята, приведите примеры.
8-й ученик: Например, пожары в Подмосковье.
9-й ученик: Каждый год под посевы вырубают огромные участки леса. Некоторые растения находятся на грани вымирания. Это означает, что они могут исчезнуть навсегда.
Учитель: А в Узбекистане? Приведите примеры.
10-й ученик: Очень много распахивается холмистых участков земли. Раньше в Узбекистане можно было видеть огромные пространства земли красного цвета. Это цвели тюльпаны. Теперь они занесены в Красную книгу.
11-й ученик: Людям нужны дома. Сейчас многие люди живут в городах. Домов строится всё больше и больше. Города растут. Машины, автобусы, поезда, самолеты доставляют людей из одного места в другое. Научившись использовать богатства Земли, мы облегчили нашу жизнь. Но при этом портим нашу планету. Промышленные предприятия, машины и электростанции выделяют дым и газ в атмосферу. Это загрязняет воздух, нанося тем самым ущерб нашему здоровью и убивая дикую природу.
Учитель: Ну как ты думаешь, Природа, от этого ты заболела?
Природа: Да, от этого. Но больше всего мне больно от того, что ребята ко мне плохо относятся.
Инсценировка «Прогулка».
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Там сидят и тут сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли,
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки,
И как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели,
Тоже пили, тоже ели.
Жгли костер, бумагу жгли,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо.
-Эй, ребята, – крикнул Дима,
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода.
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер,
В футбол играли-
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хором дружно песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых наших склянки,
Две размокшие баранки-
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли.
Природа: Ребята, ну а чем же вы мне можете помочь?
Учитель: А на этот вопрос ребята ответят тебе, сделав правильный выбор. Проводится игра–тест «Я могу сделать правильный выбор».
1-я ситуация. По дороге из школы домой ты увидел красивый цветок. Он тебе очень понравился. Рука так и тянется его сорвать. Ты можешь сделать правильный выбор.
1.Сорвать цветок и подарить его маме.
2.Сорвать цветок и поставить его в стакан в своей комнате.
З.Оставить его расти на своем месте.
2-я ситуация. Там, где ты живешь, есть несколько баков для мусора. Они пусты, но вокруг лежит мусор. Ребята, такие же как ты приходят и высыпают мусор прямо на землю. Мама отправила тебя выбросить мусор. Ты можешь сделать правильный выбор.
1.Высыпать мусор в бак и научить делать так же своих друзей.
2.Вынести мусор и высыпать его там же, где высыпают другие.
3.Вынести мусор и высыпать его в бак.
3-я ситуация. Гуляя с родителями в горах, ты нашел маленького ежа. Он тебе очень понравился. И ты захотел взять ежа с собой в город. Ты можешь сделать правильный выбор.
1. Взять его домой и заботиться о нем.
2.Оставить его в горах, в его привычном месте.
З.Взять его в город и подарить ДРУГУ
4-я ситуация. Когда перекапывали огород, ты нашел много дождевых червей. Ты можешь сделать правильный выбор.
1.Раздавить их, ведь они такие неприятные на вид.
2.0тдать их птицам, чтобы те их склевали.
З.Оставить червей в земле.
Подводится итог тестированию. Несколько учащихся мотивируют свой выбор.
Учитель: Ну вот, ребята, вы и сделали свой выбор. Надеюсь он будет правильным. А чем же мы еще можем помочь нашей природе?
Учащиеся:
1. Бережно относиться к деревьям.
2.Не разводить костры во дворах.
3.Беречь и не сжигать траву.
4.Раздельно собирать мусор и научить этому друзей.
5.Собирать макулатуру.
6.Сажать цветы и деревья, ухаживать за ними.
Учитель: Ребята, посмотрите, как повеселела Природа! Видно, ваши ответы понравились ей. А сейчас Природа раздаст вам листья деревьев и вы напишите на каждом листочке, что вам больше всего понравилось на уроке и чему вы сегодня научились.
Каждый ученик прикрепляет свой листочек к стволу дерева, находящегося на доске.
Подведение итог урока.
– Ребята, на этом уроке мы ещё раз убедились, как нам мила наша природа.
Конституция нашей страны стоит на страже природы, а вы, школьники, поможете четкому выполнению Основного Закона. Не обидим растения и животных, берегите землю и воду.
Выставление оценок.
Leave a Reply