автор – А.Зимина

Профессия – библиотекарь

Пояснительная записка
 
          Роль  библиотекаря трудно   переоценить.  От того, как он поможет читателю в подборе нуж ной литературы, зависит подчас   очень   многое.
          Предпрофильный курс  «Хранитель культуры и добра»      поможет школьникам  познакомиться  подробнее с  профессией  библиотекаря.
          Что нужно,  чтобы быть библиотекарем? Достаточно ли для этого только   любить читать книги? Выбрать эту профессию может тот, кто по натуре любит  быть в гуще людей, помогать им, или    тот, кто по характеру или другим причинам склонен к тихой уединенной работе? На эти и другие  вопросы поможет ответить предпрофильный курс.
         Курс « Хранитель культуры и добра» является составной частью системы педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки процесса самоопределения учащихся по завершению основного общего образования для их подготовки к выбору жизненного пути как в части выбора профиля дальнейшего образования, так и в части выбора сферы трудовой деятельности.  
          Данный курс обучения необходим в современных условиях жизни общества, так как помогает детям профессионально сориентироваться, определиться в выборе образа жизни. 
          Программа курса рассчитана на 10 часов, состоит из 6 тем, каждая из которых представляет собой шаг на пути постижения  профессии  библиотекаря. 
          Целевое назначение программы
Основной целью данного курса является содействие профессиональной ориентации подростков через формирование у них знаний, умений, навыков  библиотекаря.
         Задачи образовательной деятельности:
• формирование у школьников адекватного представления о профессиональной деятельности  библиотекаря;
• формирование у школьников знаний о современной системе  работы библиотеки;
• формирование умения работать со справочной литературой;
• формирование знаний, умений и навыков составления каталога, библиографии, книжно-иллюстративной выставки;
• воспитание любви к книге.
            Виды и краткое содержание деятельности в рамках образовательного курса
Курс « Хранитель культуры и добра»   разработан с учетом имеющихся у школьников знаний по русскому языку, литературе,  дисциплинам, которые они изучают по программе общеобразовательной школы.  Выполнение предлагаемой программы способствует подго¬товке школьников к включению в трудовую деятельность по избранной профессии, предпола¬гает формирование у них профессионально значимых личностных качеств:  внимания, наблюдательности, организаторских способностей,   обучение умению общаться с людьми.
Данный курс создает условия для формирования адекватного представления о профессиональной деятельности  библиотекаря, для практической проверки соответствия своих возможностей требованиям данной профессии.
           Формы, методы и педагогические технологии, обеспечивающие реализацию образовательной программы
            В процессе реализации данного курса используются разнообразные формы и  методы:
• лекции, беседы;
• экскурсии;
• практические занятия по выработке   умений составлять каталоги, библиографии,    работать со справочной литературой, готовить книжно-иллюстративные выставки;
• социальная практика в  библиотеке.

Организационные принципы
Программа курса обучения рассчитана на 10 часов. Периодичность  занятий 1 раз в неделю.   Структура занятия состоит из теоретической и практической части. Практическая часть представляет собой самостоятельную, но под контролем педагога, работу – тренинг по выполнению процедур, предусмотренных курсом.

          Каждая тема курса имеет свои формы контроля уровня и степени усвоения материала. 
         Итоговый контроль проводится в форме смотра-конкурса « Юный библиотекарь», в ходе которого проводится   выполнение практических заданий по пройденному курсу, викторина.
          Прогнозируемые  результаты образовательного процесса
По окончании курса   у школьников должны быть сформированы:
 понятия о:
•   работе библиотеки;
• должностных обязанностях  библиотекаря;
• принципах составления каталога, библиографических списков, книжных выставках;
• работе с людьми;
• структуре книги.
 умения:
•  составлять каталог;
• составлять библиографию;
• готовить книжно- иллюстративные выставки;
• определять примерное содержание книги при ее беглом просмотре;
• научиться работать со справочной литературой.
• общаться с людьми.
          Главным результатом данного элективного курса будет способность школьника сделать вывод о соответствии своих личностных качеств тем требованиям, которые предъявляются к  библиотекарям.

Тематическое планирование
Тема №1
Путешествие по  библиотеке.
Экскурсия в  библиотеку
История библиотечного дела.
Абонемент  и читальный зал. Книжный фонд.
Справочно- библиографический аппарат библиотеки. 

Тема № 2
Книга в жизни человека.
Структура книги
.
Цель занятия:
• беседа  с учащимися о роли книги в жизни человека;
• углубление  знания подростков  об элементах и структуре книги.
            Структура книги, использование ее научно-справочного аппарата
Углубление знаний учащихся о книге, знакомство с новыми понятиями и терминами (серия, выходные данные, форзац, фронтиспис, колонтитул и т. д.), дополнительные сведения о титульном листе (информация о переводчике, переиздании). Научно-справочный аппарат издания. Предисловие. Комментарии, их место в книге (подстрочные и вынесенные в конец). Вспомогательные указатели (именной, предметный, хронологический, географических названий, адресатов и др.). Сводный алфавитный указатель к собранию сочинений. Использование научно-справочного аппарата при чтении книги.  Иллюстрации в научной, научно-популярной, документальной, мемуарной литературе.

Тема № 3
Методы самостоятельной работы с литературой. Виды переработки и сокращения текста. Отзыв о книге

Цель занятия: развитие навыков самостоятельной работы с книгой, умения сокращать и перерабатывать текст.
Понятие о самообразовательном чтении. Источники информации о книгах (библиотечные каталоги и картотеки, рекомендательные библиографические указатели, прикнижные и внутрижурнальные списки, средства массовой информации, советы взрослых и сверстников). Плановое чтение — возможность получения систематических сведений по интересующему предмету. Отличие индивидуального плана чтения от списков литературы для внеклассного чтения. Как составить индивидуальный план чтения.
         Дневник чтения — читательская биография человека, способ длительного сохранения информации о прочитанных книгах, один из методов углубления восприятия художественной литературы. Воз¬можная форма ведения дневника. Оформление дневника.
          Виды переработки, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации..
          План книги, статьи. Конспектирование. Виды конспектов (текстуальный, свободный, смешанный). Составление тезисов. Оформление, систематизация и хранение конспектов, тезисов, выписок, газетных и журнальных вырезок.
           Отзыв — продуманное мнение читателя о книге, подкрепленное ссылками на текст произведения.
Практика. Написание отзыва  (рецензии) о книге.
        Цель:  совершенствование навыка  написания  отзыва о книге.

Тема № 4
Выбор книг в библиотеке.
Алфавитный каталог
Систематический каталог.
Цель занятия: знакомство  с каталогом.
История библиотечного каталога.
         Систематический каталог. Структура каталога. Шифр Систематическая картотека газетных и журнальных статей, ее структура. Другие картотеки.
          Практика Составление каталога
          Цель: научиться работать с каталогом.

Тема № 5

Библиографические указатели
Цель: углубление знаний учащихся  о библиографических указателях.
Библиография как наука, ее содержание и назначение. Профессия — библиограф.
Рекомендательные библиографические указатели для школьников. Виды указателей, сведения о книгах, которые в них содержатся. Указатель — первый помощник школьника в выборе книг для чтения.
            Роль библиографии в современной жизни.  Типы библиографических пособий: указатели, списки. Структура пособий, характер информации о книгах. Использование библиографических пособий для отбора литературы. Информация о книгах в журналах и газетах, внутрикнижные библиографические списки.
Практика   Пользование  библиографическим указателем. Составление библиографических списков.
Цель:
• научиться пользоваться библиографическим указателем;
• выработать умение составлять библиографический список.

Тема № 6
  Справочная литература
 Словари
Цель занятия : расширить  знания школьников о словарях и справочниках.
     Справочная литература. Ее значение для самостоятельной ра¬боты с книгой, для самообразования.
      Энциклопедии: универсальные (БСЭ, МСЭ, ДЭ) и отраслевые (историческая, театральная, литературная и т. д.).
      Отраслевые словари и книги энциклопедического характера для учащихся 7—9-х классов. Принципы работы со справочными изданиями.
     Отражение словарей и справочников в систематическом каталоге  библиотеки. 
Практика Использование справочно-библиографического аппарата библиотеки для поиска литературы в помощь учебе, общественной работе, самообразованию, организации досуга.
 Цель:  научиться пользоваться справочной литературой.

Тема № 7
Периодические издания, адресованные   подросткам. Методы работы с периодическими изданиями
Цель: Знакомство  с периодическими изданиями, адресованными подросткам.
     Роль периодической печати в жизни страны. Профиль, чита¬тельское назначение периодических изданий. Краткая характеристи¬ка  газет (содержание газеты, ее основные рубрики).  Краткая характеристика журналов.
      Практика  Методы работы с периодическими изданиями. Использование картотеки газетных и журнальных статей.
      Цель: научиться работать с периодическими изданиями.

Тема № 8
Подготовка книжно- иллюстративной выставки на различные темы.
Тематические выставки. Международные выставки. Структура выставки.
Практика
Цель : Разработка структуры  книжно-иллюстративной тематической выставки и обзора материала, представленного в ней.

Тема № 9
Социальная практика
 Работа  в библиотеке
   Практика
 В рамках  социальной практики учащиеся элективного курса  выполняют обязанности библиотекаря.
Цель:
• практическая проверка соответствия   возможностей учащихся требованиям данной профессии.
• выяснение, насколько свободно ребята научились ориентироваться в фонде, работать с каталогом ,библиографическим указателем.

Тема № 10
Смотр- конкурс «Юный библиотекарь»
Перед проведением смотра-конкурса учащимся дается задание: написать  сочинение на тему: «Чтение книг и библиотека в моей жизни»
Проводится   выполнение практических заданий по пройденному курсу, викторина.
Обеспечение программы
Кадровое 
учителя русского языка и литературы, библиотекарь.
Методическое обеспечение
справочная литература;  книги.
Материально- техническое обеспечение
библиотека