автор – А.Зимина
Профессия – библиотекарь
Пояснительная записка
Роль библиотекаря трудно переоценить. От того, как он поможет читателю в подборе нуж ной литературы, зависит подчас очень многое.
Предпрофильный курс «Хранитель культуры и добра» поможет школьникам познакомиться подробнее с профессией библиотекаря.
Что нужно, чтобы быть библиотекарем? Достаточно ли для этого только любить читать книги? Выбрать эту профессию может тот, кто по натуре любит быть в гуще людей, помогать им, или тот, кто по характеру или другим причинам склонен к тихой уединенной работе? На эти и другие вопросы поможет ответить предпрофильный курс.
Курс « Хранитель культуры и добра» является составной частью системы педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки процесса самоопределения учащихся по завершению основного общего образования для их подготовки к выбору жизненного пути как в части выбора профиля дальнейшего образования, так и в части выбора сферы трудовой деятельности.
Данный курс обучения необходим в современных условиях жизни общества, так как помогает детям профессионально сориентироваться, определиться в выборе образа жизни.
Программа курса рассчитана на 10 часов, состоит из 6 тем, каждая из которых представляет собой шаг на пути постижения профессии библиотекаря.
Целевое назначение программы
Основной целью данного курса является содействие профессиональной ориентации подростков через формирование у них знаний, умений, навыков библиотекаря.
Задачи образовательной деятельности:
• формирование у школьников адекватного представления о профессиональной деятельности библиотекаря;
• формирование у школьников знаний о современной системе работы библиотеки;
• формирование умения работать со справочной литературой;
• формирование знаний, умений и навыков составления каталога, библиографии, книжно-иллюстративной выставки;
• воспитание любви к книге.
Виды и краткое содержание деятельности в рамках образовательного курса
Курс « Хранитель культуры и добра» разработан с учетом имеющихся у школьников знаний по русскому языку, литературе, дисциплинам, которые они изучают по программе общеобразовательной школы. Выполнение предлагаемой программы способствует подго¬товке школьников к включению в трудовую деятельность по избранной профессии, предпола¬гает формирование у них профессионально значимых личностных качеств: внимания, наблюдательности, организаторских способностей, обучение умению общаться с людьми.
Данный курс создает условия для формирования адекватного представления о профессиональной деятельности библиотекаря, для практической проверки соответствия своих возможностей требованиям данной профессии.
Формы, методы и педагогические технологии, обеспечивающие реализацию образовательной программы
В процессе реализации данного курса используются разнообразные формы и методы:
• лекции, беседы;
• экскурсии;
• практические занятия по выработке умений составлять каталоги, библиографии, работать со справочной литературой, готовить книжно-иллюстративные выставки;
• социальная практика в библиотеке.
Организационные принципы
Программа курса обучения рассчитана на 10 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю. Структура занятия состоит из теоретической и практической части. Практическая часть представляет собой самостоятельную, но под контролем педагога, работу – тренинг по выполнению процедур, предусмотренных курсом.
Каждая тема курса имеет свои формы контроля уровня и степени усвоения материала.
Итоговый контроль проводится в форме смотра-конкурса « Юный библиотекарь», в ходе которого проводится выполнение практических заданий по пройденному курсу, викторина.
Прогнозируемые результаты образовательного процесса
По окончании курса у школьников должны быть сформированы:
понятия о:
• работе библиотеки;
• должностных обязанностях библиотекаря;
• принципах составления каталога, библиографических списков, книжных выставках;
• работе с людьми;
• структуре книги.
умения:
• составлять каталог;
• составлять библиографию;
• готовить книжно- иллюстративные выставки;
• определять примерное содержание книги при ее беглом просмотре;
• научиться работать со справочной литературой.
• общаться с людьми.
Главным результатом данного элективного курса будет способность школьника сделать вывод о соответствии своих личностных качеств тем требованиям, которые предъявляются к библиотекарям.
Тематическое планирование
Тема №1
Путешествие по библиотеке.
Экскурсия в библиотеку
История библиотечного дела.
Абонемент и читальный зал. Книжный фонд.
Справочно- библиографический аппарат библиотеки.
Тема № 2
Книга в жизни человека.
Структура книги.
Цель занятия:
• беседа с учащимися о роли книги в жизни человека;
• углубление знания подростков об элементах и структуре книги.
Структура книги, использование ее научно-справочного аппарата
Углубление знаний учащихся о книге, знакомство с новыми понятиями и терминами (серия, выходные данные, форзац, фронтиспис, колонтитул и т. д.), дополнительные сведения о титульном листе (информация о переводчике, переиздании). Научно-справочный аппарат издания. Предисловие. Комментарии, их место в книге (подстрочные и вынесенные в конец). Вспомогательные указатели (именной, предметный, хронологический, географических названий, адресатов и др.). Сводный алфавитный указатель к собранию сочинений. Использование научно-справочного аппарата при чтении книги. Иллюстрации в научной, научно-популярной, документальной, мемуарной литературе.
Тема № 3
Методы самостоятельной работы с литературой. Виды переработки и сокращения текста. Отзыв о книге
Цель занятия: развитие навыков самостоятельной работы с книгой, умения сокращать и перерабатывать текст.
Понятие о самообразовательном чтении. Источники информации о книгах (библиотечные каталоги и картотеки, рекомендательные библиографические указатели, прикнижные и внутрижурнальные списки, средства массовой информации, советы взрослых и сверстников). Плановое чтение — возможность получения систематических сведений по интересующему предмету. Отличие индивидуального плана чтения от списков литературы для внеклассного чтения. Как составить индивидуальный план чтения.
Дневник чтения — читательская биография человека, способ длительного сохранения информации о прочитанных книгах, один из методов углубления восприятия художественной литературы. Воз¬можная форма ведения дневника. Оформление дневника.
Виды переработки, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации..
План книги, статьи. Конспектирование. Виды конспектов (текстуальный, свободный, смешанный). Составление тезисов. Оформление, систематизация и хранение конспектов, тезисов, выписок, газетных и журнальных вырезок.
Отзыв — продуманное мнение читателя о книге, подкрепленное ссылками на текст произведения.
Практика. Написание отзыва (рецензии) о книге.
Цель: совершенствование навыка написания отзыва о книге.
Тема № 4
Выбор книг в библиотеке.
Алфавитный каталог
Систематический каталог.
Цель занятия: знакомство с каталогом.
История библиотечного каталога.
Систематический каталог. Структура каталога. Шифр Систематическая картотека газетных и журнальных статей, ее структура. Другие картотеки.
Практика Составление каталога
Цель: научиться работать с каталогом.
Тема № 5
Библиографические указатели
Цель: углубление знаний учащихся о библиографических указателях.
Библиография как наука, ее содержание и назначение. Профессия — библиограф.
Рекомендательные библиографические указатели для школьников. Виды указателей, сведения о книгах, которые в них содержатся. Указатель — первый помощник школьника в выборе книг для чтения.
Роль библиографии в современной жизни. Типы библиографических пособий: указатели, списки. Структура пособий, характер информации о книгах. Использование библиографических пособий для отбора литературы. Информация о книгах в журналах и газетах, внутрикнижные библиографические списки.
Практика Пользование библиографическим указателем. Составление библиографических списков.
Цель:
• научиться пользоваться библиографическим указателем;
• выработать умение составлять библиографический список.
Тема № 6
Справочная литература
Словари
Цель занятия : расширить знания школьников о словарях и справочниках.
Справочная литература. Ее значение для самостоятельной ра¬боты с книгой, для самообразования.
Энциклопедии: универсальные (БСЭ, МСЭ, ДЭ) и отраслевые (историческая, театральная, литературная и т. д.).
Отраслевые словари и книги энциклопедического характера для учащихся 7—9-х классов. Принципы работы со справочными изданиями.
Отражение словарей и справочников в систематическом каталоге библиотеки.
Практика Использование справочно-библиографического аппарата библиотеки для поиска литературы в помощь учебе, общественной работе, самообразованию, организации досуга.
Цель: научиться пользоваться справочной литературой.
Тема № 7
Периодические издания, адресованные подросткам. Методы работы с периодическими изданиями
Цель: Знакомство с периодическими изданиями, адресованными подросткам.
Роль периодической печати в жизни страны. Профиль, чита¬тельское назначение периодических изданий. Краткая характеристи¬ка газет (содержание газеты, ее основные рубрики). Краткая характеристика журналов.
Практика Методы работы с периодическими изданиями. Использование картотеки газетных и журнальных статей.
Цель: научиться работать с периодическими изданиями.
Тема № 8
Подготовка книжно- иллюстративной выставки на различные темы.
Тематические выставки. Международные выставки. Структура выставки.
Практика
Цель : Разработка структуры книжно-иллюстративной тематической выставки и обзора материала, представленного в ней.
Тема № 9
Социальная практика
Работа в библиотеке
Практика
В рамках социальной практики учащиеся элективного курса выполняют обязанности библиотекаря.
Цель:
• практическая проверка соответствия возможностей учащихся требованиям данной профессии.
• выяснение, насколько свободно ребята научились ориентироваться в фонде, работать с каталогом ,библиографическим указателем.
Тема № 10
Смотр- конкурс «Юный библиотекарь»
Перед проведением смотра-конкурса учащимся дается задание: написать сочинение на тему: «Чтение книг и библиотека в моей жизни»
Проводится выполнение практических заданий по пройденному курсу, викторина.
Обеспечение программы
Кадровое
учителя русского языка и литературы, библиотекарь.
Методическое обеспечение
справочная литература; книги.
Материально- техническое обеспечение
библиотека
Leave a Reply