Профессия – библиотекарь
Материалы к занятию №2
Горький М.
Как я учился
Сознательно читать я научился, когда мне было лет четырнадцать. В эти годы меня увлекала уже не одна фабула книги — более или менее интересное развитие изображаемых событий,— но я начинал понимать красоту описаний, задумываться над характерами действующих лиц, смутно догадывался о целях автора книги и тревожно чувствовал различие между тем, о чем говорила книга, и тем, что внушала жизнь. Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает предо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыс¬лях и отношениях, которых я не знал, не видел. Мне казалось даже, что жизнь, окружающая меня, все то суровое, грязное и жестокое, что ежедневно развертывалось предо мною,— все это — не настоящее, ненужное; настоящее и нужное только в книгах, где все более разумно, красиво и человечно. В книгах говорилось тоже о грубости, о глупости людей, о их страданиях, изображались злые и подлые, но рядом с ними были другие люди, каких я не видел, о которых даже не слышал,— люди честные, сильные духом, правдивые, всегда готовые хоть на смерть ради торжества правды, ради красивого подвига. (…) Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь. Я видел, что есть люди, которые живут хуже, труднее меня, и это меня несколько утешало, не примиряя с оскорбительной действительностью; я видел также, что есть люди, умеющие жить интересно и празднично, как не умеет жить никто вокруг меня. И почти в каждой книге тихим звоном звучало что-то тревожное, увлекающее к неведомому, задевавшее за сердце. Все люди так или иначе страдали, все были недовольны жизнью, искали чего-то лучшего, и все они становились более близкими, понятными. Книги окутывали всю землю, весь мир печалью о лучшем, и каждая из них была как бы душой, запечатленной на бумаге знаками и словами, которые оживали, как только мои глаза, мой разум соприкасались с ними. Нередко я плакал, читая,— так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественное обещание помочь людям, честно послужить им, когда вырасту. Точно какие-то дивные птицы сказок, книги пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своем стремлении к добру и красоте. И чем дальше, тем более здоровым и бодрым духом наполнялось сердце. Я стал спокойнее, увереннее в себе, более толково работал и обращал все меньше внимания на бесчисленные обиды жизни. Каждая книга была маленькой ступенью, поднимаясь на которую, я восходил от животного к человеку, к представлению о лучшей жизни и жажде этой жизни. А перегруженный прочитанным, чувствуя себя сосудом, до краев полным оживляющей влаги, я шел к денщикам, к землекопам и рассказывал им, изображал перед ними в лицах разные истории. (…) И в душе моей росло внимание к человеку — ко всякому, кто бы он ни был, скопля¬лось уважение к его труду, любовь к его беспокойному духу. Жить становилось легче, радостнее — жизнь наполнялась великим смыслом. (…) книги воспитали во мне чувство личной ответственности за все зло жизни и вызвали у меня религиозное преклонение пред творческой силой разума человеческого. Каменева Е. О. Какого цвета радуга Перед нами книга. Первое, что мы видим,— это обложка. Она бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твердой, из картона,— тогда ее называют переплетом. В старину переплеты делались из кожи, которая украшалась тисненым рисунком с золотом. Для особо ценных книг на переплете укреплялись металлические застежки. Некоторые книги по краям обрамлялись уголками, вырезанными из металла. У современных книг иногда поверх твердого переплета надевается еще одна бумажная обложка — на ней помещен какой-нибудь рисунок и написаны имя автора и название книги. Это суперобложка. Откроем книгу. Слева — изнанка переплета, справа — первая страница книги. Эти два листа, образующие разворот, называются форзац. Такой же форзац есть и в конце книги. Он может быть просто гладким — белым или цветным, но иногда на нем бывает какой-нибудь рисунок. Перевернем еще страницу. Новый разворот. На левой стороне помешен фронтис¬пис, на правой — титул. Вот еще два незнакомых тебе слова. Что же это такое? Фронтиспис — иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в книге. На нем может быть также портрет писателя — автора книги. На титуле напечатаны название книги, фамилия автора, а внизу название издательства, место, где книга была напечатана, и год издания. Если книга состоит из нескольких разделов, то перед каждым может быть свой титул —тогда он называется шмуцтитулом. На нем название или номер главы и рисунок. Часто в начале каждой главы делается небольшой рисунок — он называется заставкой, а рисунок в конце главы называется концовкой. К занятию №3 АННОТАЦИЯ Аннотация (от лат. annotatio— замечание) — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и да¬ющая иногда их оценку. (Словарь русского языка.) Если в реферате статья сокращается и 3 — 4 раза, а большие тексты, книги — в 10—20 и более раз, то аннотация — это текст из 3 — 4 предложений, иногда и меньше, независимо от объема основного текста. Аннотация — это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги. Аннотация имеется почти в каждой книге, она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги. Практическая работа 1.Проанализируйте один из вариантов аннотации хорошо известного вам романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Роман посвящен изображению дворянства и разночинной интеллигенции накануне отмены крепостного права. Автор стремится показать противоречия, которые, по его мнению, присущи представителям новых людей в романе. Главный герой романа, Евгений Базаров, олицетворяет силу новых людей и в то же время впадает в крайности. Согласны ли вы с такой аннотацией? Предложите свой вариант текста. 2. Прочитайте аннотацию. Укажите, сочетается ли характеристика книги элементами ее оценки. Проанализируй языковые особенности текста аннотации и синтаксические конструкции. Предложите свой вариант аннотации. I. Русские писатели XI — начала XX века: Библиогр. слов.; Кн. для учащихся/Сост. В. А. Котельников, Ю. М. Прозоров; Под ред. Н. Н. Скатова.— М.: Просвещение, 1995. — 575 с: ил. Словарь углубит представления школьников о русских писате¬лях, начиная с древнейших времен и до начала XX в. Книга состо¬ит из следующих разделов: «Писатели Древней Руси (XI—XVII веков), «Писатели XVIII века», «Писатели XIX века», «Писатели конца XIX— начала XX века». В живой, увлекательной форме рассказывают авторы о детстве и юности писателей, об их пути к творчеству, к своей теме в литературе. Юные читатели, возможно, впервые познакомятся с Афанасием Никитиным, Феофаном Прокоповичем, В. Г. Бенедиктовым, Н. И. Гречем, М. М. Загоскиныч. В. А. Гиляровским, А. М. Ремизовым, Н. А. Тэффи, В. Ф. Ходасевичем и другими прозаиками, поэтами, критиками. К занятию № 3 ОЦЕНКА ТЕКСТА. РЕЦЕНЗИЯ « Оценка текста — это выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, с чем вы согласны и с чем не согласны с автором, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, а о чем — не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лишнее, а чего не хватает. Чтобы оценивать текст, надо знать не только основные требования, предъявляемые к тексту правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится. Оценку текста называют отзывом или рецензией. Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение, обследование) — письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. (Из Толкового словаря.) Рецензия является жанром литературной критики, но в то же время ее справедливо считают и жанром библиографии (она возникла из библиографического описания книги). Как писать рецензию? Приведем примерный план ее написания. 1 Внимательно прочитайте (и перечитайте) рецензируемый текст. 2.Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда она опубликована. 3.Укажите ее тему (о чем в ней рассказывается) и главную мысль. 4.В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль про¬изведения, мастерство автора в изображении персонажей. 5.Ваша общая оценка прочитанного. 6.Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания. Практическая работа Напишите рецензию на прочитанную вами книгу, используя предложенный план. К занятию № 4 Горбачевский Б. С. Нить Адрианы Каталог — слово это пришло к нам из Древней Греции. Оно означает «список», «опись», «перечень». На первых порах каталог представлял собой список — перечень книг, хранящихся в библиотеке. С ростом книжных богатств подобные списки не могли уже удовлетворить ни библиотекарей, ни читателей. И вот в начале нынешнего века появился новый вид каталога — карточный, который существует и поныне. Каждую вновь поступившую в библиотеку книгу описывают на карточке: имя автора и название книги, ее тираж, год издания, название издательства, город, где она напечатана, число страниц… Иногда и краткие сведения о содержании произведения. Обычно на карточке помешают и так называемый шифр книги, под которым она располагается на книжной полке… Пользование каталогом сберегает время. Чтобы даже «галопом» просмотреть, к примеру, тысячу книг, расположенных на полке, потребуется несколько дней. Тысячу карточек в небольшом деревянном ящике проглядишь за один- два часа. Конечно, работа с каталогом требует известных навыков. Обрести их не так уж трудно. Если заранее известны имя автора и название произведения, то следует обратиться к так называемому алфавитному каталогу. Он всегда поможет читателю установить, есть ли интересующая его книга в библиотеке. Все карточки в таком каталоге расставлены в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Естественно, здесь рядом могут оказаться карточки на букварь и солидный научный труд, а по соседству с именами писателей и ученых, известных во всем мире,— имя начинающего писателя или молодого научного сотрудника. Когда читателя интересует какая-либо определенная тема — «солнечная система» или «советская музыка»— и он хотел бы узнать, какие об этом есть книги в библиотеке, ему следует обратиться к систематическому каталогу. Здесь принцип размещения карточек иной — в соответствии с содержанием произведений по определенным отраслям знания: по космонавтике, искусству, истории, медицине… Внутри каждого из разделов карточки расположены в алфавитном и хронологическом порядке. К занятию № 5 Библиографический список Справочники, пособия по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка.— М., 1997. Баранов М. Т. и др. Русский язык: Справочные материалы.— М., 1993. Греков В. Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.— М., 2000. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка.— М., 1994. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы/Под ред. В. Н. Светлышевой.— М., 1997. Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка.— М., 1999. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь рус¬ского языка.— М., 1996. Справочная литература по лексике и фразеологии Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка.— М., 1998. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка.— М., 1986. Баш Л. М. Словарь новых иностранных слов.— М., 1995. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка.— М., 1994. Большой путеводитель по Библии.— М., 1993. Большой толковый словарь русского языка/Гл. ред. С. А. Куз¬нецов.— СПб., 1998. Даль В. И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа. Сб.: В 2 т.— СПб., 1997. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. (Любое издание.) Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка.— М., 1994. Зимин В. П., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь.— М., 1996. Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов (с переводом этимологии и толкованием).— М., 1995.
Leave a Reply