Цель:
– развивать представление учащихся о добре и зле,
– воспитывать внимательность, стремление делать добрые дела;
– развивать самооценку.
ход занятия
I. Знакомство.
II. Вводная беседа.
Мой добрый товарищ, пожалуйста,
Добро совершать не бойся!
Помог человеку – и радуйся,
Награды не нужно большей.
– Сегодня мы узнаем о том, что дороже всего в человеке, – о доброте.
( Выглядывает Фея Добрушечка)
Доброта… Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и то иногда не сближает, а разъединяет их.
– Учитель обращается к ученику: « Прочти, пожалуйста, эти строки».
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
– Какие чудесные строки! Оказывается доброта – волшебство! Ведь она лечит от болезни, прогоняет печаль, озаряет душу красотой.
-«Делать людям хорошо – хорошеть самому».
– Как вы понимаете слова «Хорошеть самому»? (прослушать 2-3 ответа)
Значит, чтобы быть хорошим человеком, нужно делать то, что нравится людям, делать людям добро.
III. Игра «Улыбка доброты»
Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Улыбка доброты».
Думаю, вы согласитесь со мной – если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, своей добротой. К нам в гости пришла улыбка. (Учитель завязывает себе косынку и улыбается). Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней и хочу, чтобы и вы подружились с улыбкой.
Я сейчас подойду к одному из вас и передам ему свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. И так далее. Последний должен передать улыбку мне.
Игра проходит под песню В. Шаинского «Улыбка».
1V. Знакомство с феей.
– Ребята, вы помните мультфильм про кота Леопольда? Он там поёт. Вспоминайте.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко.
А когда наоборот – трудно.
Леопольд напоминает нам, о том, что доброму всегда легко.
– А что же такое добро? Наверное, что-то хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама…(дети продолжают)
(Выглядывает Фея Добрушечка и добродушно кивает головой, после ответов детей)
– Да, дети, добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
– Дети, куда вы все смотрите? Ой, я совсем забыла, ведь я пришла сегодня к вам не одна, а со своей знакомой Феей Добрушенькой! А представить её забыла. Она будет сегодня моей помощницей. Давайте с ней познакомимся.
Фея говорит: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что мы сегодня все вместе поговорим о том, что дороже всего в человеке , – о доброте. Я слушала ваши ответы, вы говорили правильно, я видела ваши улыбки – это очень приятно!
Издавна люди с благодарностью воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. В древней азбуке буква Д – обозначало «добро». Видите, какие глубокие корни у этого понятия. Поэтому и заглянем в книги мудрости, чтобы постигнуть значение слова «добро».
Учитель:
-Эти книги мудрости мы принесли с Добрушечкой к вам на урок. Это словари русского языка. (Показ)
Давайте познакомимся с определениями доброты из этих книг.
Дети читают:
В.И. Даль: «Доброта – добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты».
В словаре Сергея Ивановича Ожегова:
С.И.Ожегов: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Учитель:
– Дети, вы согласны с этими определениями или хотите что – либо добавить?
V. Игра «Кто больше знает?»
Есть много слов, имён, фамилий с корнем – добр.Давайте проведём конкурс по рядам. Назовите слова с корнем – добр. Победит тот ряд, который последним назовёт слово.
VI. Путешествие на планету добра.
– Ребята, вы любите путешествовать? Далеко в Галактике есть планета, которая называется – планета Добра. Там и живёт теперь уже наша общая знакомая фея Добрушечка. Она приглашает нас в гости.
– Полетим?
Итак, отправляемся с вами на космическом корабле в гости на планету Добра.
( Появляется космический корабль.)
Спинка коснулась стульчика, ручки положили на колени. Расслабились.
По – ле – те – ли!
( Корабль отрывается от земли, звучит музыка.)
– Мы приземлились с вами на планету Добра.
( Поклон феи. – Добро пожаловать, ребята, к нам на нашу планету.
– Посмотрите как у нас хорошо. Все жители добродушные и весёлые.)
Учитель:
– Какие все смешные и весёлые, потому что среди них нет злых людей.
– Нас с вами фея приглашает в театр.
У нас не просто театр, а театр – школа. Здесь зрители не просто смотрят представление, но и учатся добрым делам и поступкам.
– Учитель:
Посмотрите, инсценировку сказки Василия Александровича Сухомлинского «Семь дочерей» и подумайте, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
Сказка «Семь дочерей» В. Сухомлинский.
Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, – сказала первая дочь.
– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – проговорила вторая.
– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
– Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.
– Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.
– Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Учитель:
– Чем седьмая дочка отличалась от своих сестёр?
– Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
– Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?
Появляется фея.
– А теперь послушайте стихи. Я думаю, что они помогут вам разобраться в том, что важнее всего в человеке.
« Будьте добры»
.
Ученица : Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет,
Ну, а злой на что не взглянет,
Все от злого взгляда вянет.
Ученик: Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер»,
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье: «В добрый час!»
Ученик: Пожелаем всем в удел
Добрых слов и добрых дел,
Вместе: Доброта – она от века
Украшенье человека!
Учитель:
– Да, действительно, Доброта – она от века, украшенье человека!
Хорошо в гостях, а дома лучше. Нам пора возвращаться на родную планету, чтобы делать добрые дела. И Добрушечку возьмём с собой.
– Сели поудобнее, ладошки на колени, расслабились. По –ле – те – ли!
(Корабль возвращается, звучит музыка)
– Наш корабль совершил успешную посадку. Мы дома.
VII. Работа с пословицами.
Наша планета Земля тоже очень красивая. С древних времён наш народ ценил добро. Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.
( Читает ученик)
Пословицы недаром появляются.
Без них прожить никак нельзя,
Они – великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то научают
И от беды нас берегут.
Учитель:
– Познакомимся с некоторыми из них. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. (Дети читают пословицы и объясняют их смысл).
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь и сам без беды.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
(Появляется Добрушечка)
– А теперь моё задание.
Соедините слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.
Добро помни, а пожнёшь.
Что посеешь, то и зло забывай.
За добро добра не делает никому.
Худо тому, кто добром платим.
После каждого правильного ответа Додрушечка хвалит ребят
Молодцы! Справились с моим заданием
VIII . Отдых – релаксация.
Этюд для души « Сотвори в себе солнце».
Дети, у каждого из нас есть маленькое солнце – доброта. Оно такое яркое, тёплое, оно стремится людям дать добро.
Пусть вот это небольшое солнышко добра, которое со своей планеты принесла нам в подарок фея Добрушечка, дарит нам лучики, чтобы наше солнце, солнце добра стало больше.
Закройте глазки, дотроньтесь до своего солнца, оно у вас рядом с вашим сердечком, которое бьётся вот так…К вам направляется лучик, который несёт любовь. ( журчание ручейка) И ваше солнышко увеличивается. Направлю лучик, который несёт мир. Солнышко опять увеличилось. Направляю лучик с добром, солнышко стало ещё больше.(пение птиц) Я направляю лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь ваше солнце становится большое. Открыли глазки. Ваше солнышко несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны)
X. Игра «Сказочный герой – добрый или злой
– Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя. А вы будете отвечать добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. ( Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная Шапочка, гуси – лебеди, водяной, Баба Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)
— А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (ответы детей)
Учитель:
– Как здорово, что у вас есть маленькое солнышко – доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревает как солнце.
XI. Добро и зло на чашах весов.
Но, к сожалению ,на нашей планете встречается не только добро, но и зло. Значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
Есть такая притча о Добре и Зле.
– Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так Добро отплатило Злу добром за зло.
Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. А злые люди всегда одиноки.
– Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные часы?
Учитель показывает самодельные чашечные весы.
– На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь.)
– Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас и по капельке положим их на чашу весов с добром.
Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».
– Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
– В нашем Ульяновском районе есть детский Центр, где живут дети, которые оказались в тяжёлой жизненной ситуации. И мы для них сейчас приготовим подарок.
– На этот чистый лист наклеим аппликации, которые лежат у вас на парте. (Дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.)
– У нас получится прекрасная картина «Добро победило зло»
XII. Итог.
– Спасибо вам, ребята, за сегодняшнюю встречу. До свидания!
Leave a Reply