Цель:

–      развивать представление учащихся о добре и зле,

–      воспитывать внимательность, стремление делать добрые дела;

–      развивать самооценку.

ход  занятия

I. Знакомство.

II. Вводная беседа.

 

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся!

Помог человеку –  и радуйся,

Награды не нужно большей.

– Сегодня мы узнаем о том, что дороже всего в человеке, – о доброте.

( Выглядывает Фея Добрушечка)

 

Доброта… Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна  она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и то иногда не сближает, а разъединяет их.

– Учитель обращается к ученику: « Прочти, пожалуйста, эти строки».

 

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

 

– Какие чудесные строки!  Оказывается доброта – волшебство! Ведь она лечит от болезни, прогоняет печаль, озаряет душу красотой.

 

-«Делать людям хорошо – хорошеть самому».

–       Как вы понимаете слова «Хорошеть самому»? (прослушать 2-3 ответа)

Значит, чтобы быть хорошим человеком, нужно делать то, что нравится людям, делать людям добро.

 

III. Игра «Улыбка доброты»

 

Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Улыбка доброты».

Думаю, вы согласитесь со мной – если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, своей добротой. К нам в гости пришла улыбка. (Учитель завязывает себе косынку и улыбается). Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней и хочу, чтобы и вы подружились с улыбкой.

Я сейчас подойду к одному из вас и передам ему свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. И так далее. Последний должен передать улыбку мне.

Игра проходит под песню В. Шаинского «Улыбка».

1V. Знакомство с феей.

 

– Ребята, вы помните мультфильм про кота Леопольда? Он там поёт. Вспоминайте.

 

Слышно, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны?

Если добрый ты, то всегда легко.

А когда наоборот – трудно.

Леопольд напоминает нам, о том, что доброму всегда легко.

 

–       А что же такое добро? Наверное, что-то  хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама…(дети продолжают)

(Выглядывает Фея Добрушечка и добродушно кивает головой, после ответов детей)

–       Да, дети, добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.

 

–       Дети, куда вы все смотрите? Ой, я совсем забыла, ведь я пришла сегодня к вам не одна, а со своей знакомой Феей Добрушенькой!  А представить её забыла. Она будет сегодня моей помощницей. Давайте с ней познакомимся.

Фея говорит:    Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что мы сегодня все вместе поговорим о том, что дороже всего в человеке , – о доброте. Я слушала ваши ответы, вы говорили правильно, я видела ваши улыбки – это очень приятно!

Издавна люди с благодарностью воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. В древней азбуке буква  Д –  обозначало «добро». Видите,  какие глубокие корни у этого понятия. Поэтому и заглянем в книги мудрости, чтобы постигнуть значение слова «добро».

Учитель:

-Эти книги мудрости мы принесли с Добрушечкой к вам на урок. Это словари русского языка.  (Показ)

Давайте познакомимся с определениями доброты  из этих книг.

Дети читают:

 

В.И. Даль: «Доброта – добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты».

В словаре Сергея Ивановича Ожегова:

С.И.Ожегов: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Учитель:

–       Дети, вы согласны с этими определениями или хотите что – либо добавить?

V. Игра «Кто больше знает?»

Есть много слов, имён, фамилий с корнем – добр.Давайте проведём конкурс по рядам. Назовите слова с корнем – добр. Победит тот ряд, который последним назовёт слово.

 

 

 

VI. Путешествие на планету добра.

 

 

 

–       Ребята, вы любите путешествовать? Далеко в Галактике есть планета, которая  называется – планета Добра. Там и живёт теперь уже наша общая знакомая фея Добрушечка. Она приглашает нас в гости.

–       Полетим?

Итак, отправляемся с вами на космическом корабле в гости на планету Добра.

( Появляется космический корабль.)

Спинка коснулась стульчика, ручки положили на колени. Расслабились.

По – ле – те – ли!

( Корабль отрывается от земли, звучит музыка.)

–       Мы приземлились с вами на планету Добра.

( Поклон феи. – Добро пожаловать, ребята, к нам на нашу планету.

– Посмотрите как у нас хорошо. Все жители добродушные и весёлые.)

Учитель:

–       Какие все смешные и весёлые, потому что среди них нет злых людей.

–       Нас с вами фея приглашает в театр.

У нас не просто театр, а театр – школа. Здесь зрители не просто смотрят представление, но и учатся добрым делам и поступкам.

–       Учитель:

Посмотрите, инсценировку  сказки Василия Александровича Сухомлинского «Семь дочерей» и подумайте, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?

Сказка «Семь дочерей» В. Сухомлинский.

Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.

–       Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, – сказала первая дочь.

–       Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – проговорила вторая.

–       Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.

–       Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.

–       Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.

–       Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

 

 

Учитель:

–       Чем седьмая дочка отличалась от своих сестёр?

–       Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?

–       Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?

Появляется фея.

–       А теперь послушайте стихи. Я думаю, что они помогут вам разобраться в том, что важнее всего в человеке.

« Будьте добры»

.

Ученица : Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет,

Ну, а злой на что не взглянет,

Все от злого взгляда вянет.

Ученик: Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер»,

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье: «В добрый час!»

Ученик: Пожелаем всем в удел

Добрых слов и добрых дел,

Вместе: Доброта – она от века

Украшенье человека!

 

Учитель:

–       Да, действительно, Доброта – она от века, украшенье человека!

 

Хорошо в гостях, а дома лучше. Нам пора возвращаться на родную планету, чтобы делать добрые дела. И Добрушечку возьмём с собой.

–       Сели поудобнее, ладошки на колени, расслабились. По –ле – те – ли!

(Корабль возвращается, звучит музыка)

–       Наш корабль совершил успешную посадку.  Мы дома.

 

 

 

VII. Работа с пословицами.

 

Наша планета Земля тоже очень красивая. С древних времён наш народ ценил добро. Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

( Читает ученик)

Пословицы недаром появляются.

Без них прожить никак нельзя,

Они – великие помощницы

И в жизни – верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то научают

И от беды нас берегут.

 

Учитель:

–        Познакомимся с некоторыми из них. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. (Дети читают пословицы и объясняют их смысл).

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Делай другим добро – будешь и сам без беды.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

(Появляется Добрушечка)

–       А теперь моё задание.

Соедините слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.

Добро помни, а                                   пожнёшь.

Что посеешь, то и                                зло забывай.

За добро                                               добра не делает никому.

Худо тому, кто                                    добром платим.

После каждого правильного ответа  Додрушечка хвалит ребят

Молодцы! Справились с моим заданием

VIII . Отдых – релаксация.

Этюд для души « Сотвори в себе солнце».

 

Дети, у каждого из нас есть маленькое солнце – доброта. Оно такое яркое, тёплое, оно стремится людям дать добро.

Пусть вот это небольшое солнышко добра, которое со своей планеты принесла нам в подарок фея Добрушечка, дарит нам лучики, чтобы наше солнце, солнце добра стало больше.

Закройте глазки, дотроньтесь до своего солнца, оно у вас рядом с вашим сердечком, которое бьётся вот такК вам направляется лучик, который несёт любовь. ( журчание ручейка) И ваше солнышко увеличивается. Направлю лучик, который несёт мир. Солнышко опять увеличилось. Направляю лучик с добром, солнышко стало ещё больше.(пение птиц) Я направляю лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь ваше солнце становится большое. Открыли глазки. Ваше солнышко несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны)

X. Игра «Сказочный герой – добрый или злой

 

 

 

–       Все вы любите сказки.  Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя. А вы будете отвечать добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. ( Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая  рыбка, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная Шапочка, гуси – лебеди, водяной, Баба Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)

—       А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (ответы детей)

Учитель:

–       Как здорово, что у вас есть маленькое солнышко – доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревает как солнце.

 

 

 

XI. Добро и зло на чашах весов.

Но, к сожалению ,на нашей планете встречается не только добро, но и зло. Значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

 

Есть такая притча о Добре и Зле.

–       Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.

Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так Добро отплатило Злу добром за зло.

Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. А злые люди всегда одиноки.

 

–       Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные часы?

Учитель показывает самодельные чашечные весы.

–       На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь.)

–       Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас и по капельке положим их на чашу весов с добром.

 

Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает  чашу «зла».

–       Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки –  в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

–       В нашем Ульяновском районе есть детский Центр, где живут  дети, которые оказались в тяжёлой жизненной ситуации.  И мы для них сейчас приготовим подарок.

–       На этот чистый лист наклеим аппликации, которые лежат у вас на парте. (Дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.)

–       У нас получится прекрасная картина «Добро победило зло»

 

 

XII. Итог.

– Спасибо вам, ребята, за сегодняшнюю встречу. До свидания!